Olrait.ru

Установка ведомого диска сцепления

Устройство и принцип действия сцепления

Про такое узел автомобиля как сцепление знают наверняка все. И многие знают, что нужно оно для возможности безопасного переключения передач и при начале движения автомобиля. Но как же устроено сцепление, этот довольно капризный в освоении в автошколе узел?

Ранее, в статье «Сцепление автомобиля», мы говорили о предназначении и классификации сцеплений. Теперь рассмотрим подробнее устройство и принцип работы самого распространенного типа сцепления — фрикционного сухого однодискового.

Устройство фрикционного сухого сцепления

Сухое фрикционное сцепление состоит из следующих основных частей:

– Маховик;
– Нажимной диск («корзина» сцепления);
– Ведомый диск (диск сцепления);
– Выжимной подшипник (подшипник выключения сцепления) и нажимная муфта;
– Детали привода сцепления.

Маховик. Маховик закреплен непосредственно на коленчатом валу двигателя и именно через него производится передача крутящего момента на трансмиссию. Сегодня обычно используются двухмассовые маховики: одна его часть крепится на коленвале, а вторая играет роль ведущего диска сцепления — на ней закреплены фрикционные накладки, за счет которых обеспечивается вращение ведомого диска. Части маховика соединены через пружины, выполняющие функции демпферов, снижающих уровень вибраций.

Нажимной диск («корзина»). Этот узел состоит из корпуса (который по форме напоминает корзину, за что и получил свое название) и непосредственно нажимного диска, соединенного с корпусом через пружину (или пружины). Пружины постоянно прижимают нажимной диск к ведомому диску, за счет чего и производится передача крутящего момента от двигателя коробке передач. В «корзине» могут использоваться несколько пружин, расположенных по кругу, однако сейчас чаще применяется одна пружина (диафрагма), состоящая из ряда тангенциальных (расположенных по радиусу) пластин. С одной стороны пластины соединены с корпусом, а в центре — с выжимным подшипником. Корзина жестко закреплена на маховике, вращаясь с ним как единое целое.

Ведомый диск. Расположен между маховиком и нажимным диском, его ступица надета на первичный вал коробки передач. Диск имеет сборную конструкцию: его основу составляет металлический диск, на котором с двух сторон находятся фрикционные накладки. Также в диске предусмотрены демпфирующие пружины, которые смягчают удары и делают передачу крутящего момента более плавной.

Выжимной подшипник и нажимная муфта. Это подшипник особой конструкции, который упирается в центральную часть диафрагменной пружины и производит ее сжатие при выжимании сцепления. Выжимной подшипник здесь необходим по простой причине: корзина вращается вместе с маховиком, и если бы не было подшипника, нажимная муфта подвергалась бы сильному износу. Наличие подшипника решает эту проблему, так как муфта давит на его внешнюю часть, которая не вращается, а усилие на пружину передается через внутреннее кольцо.

Детали привода сцепления. Это компоненты включения и выключения сцепления. Сюда входят вилка выключения сцепления (с ее помощью движется нажимная муфта), тросы (механический привод), гидроцилиндры и трубки (гидропривод), педаль и т.д.

Принцип работы фрикционного сцепления

Работа сухого однодискового фрикционного сцепления очень проста и сводится к следующему. Сцепление постоянно включено — это обеспечивается диафрагменной пружиной (или рядом пружин), которая прижимает нажимной диск к ведомому диску и к маховику. В таком положении весь узел сцепления вращается как единое целое, и крутящий момент полностью передается на коробку передач.

При переключении передач сцепление выключается: при нажатии на педаль пружина сжимается (с помощью привода сцепления, нажимной вилки, муфты и выжимного подшипника), ее пластины, закрепленные в «корзине», действуют как рычаги, и отводят нажимной диск от ведомого диска. В этот момент передача крутящего момента от двигателя коробке прекращается и можно переключить передачу.

После включения нужной передачи педаль сцепления отпускается, пружина возвращается в исходное положение, прижимая нажимной диск к ведущему диску и к маховику — передача крутящего момента возобновляется.

Однако главное преимущество и все возможности сцепления проявляются в момент начала движения автомобиля. Сцепление устроено таким образом, что диски могут прижиматься друг к другу с различным усилием, а поэтому передача крутящего момента может производиться в такой степени, в которой это необходимо. Если слегка отпустить педаль сцепления, то диски будут прижаты друг к другу слабо и проскальзывать, соответственно, и крутящий момент будет передаваться на коробку и колесам не полностью — так становится возможным трогание с места и плавный разгон автомобиля.

Читать еще:  Корпус термостата лада ларгус

Двойное сцепление в автомобилях с АКП

В автомобилях с автоматической коробкой передач педали сцепления нет, однако само сцепление присутствует, но управляет им автоматика. При этом в разных типах «автоматов» работают различные типы сцепления. Например, в роботизированных АКП применяется двойное сцепление, которое имеет ряд принципиальных отличий от сцепления, описанного выше.

Двойное сцепление содержит два комплекта пластин, образующих фрикционные муфты, одна из которых отвечает за передачу крутящего момента к первичному валу нечетного ряда передач, вторая — к первичному валу четного ряда передач.

Двойное сцепление работает в масляной ванне (поэтому оно относится к «мокром» типу), в нем используется пакеты из нескольких фрикционных дисков (то есть, это многодисковое сцепление). В нормальном положении пластины разомкнуты и удерживаются с помощью пружин. Сжатие дисков (как переключение передач в АКП) осуществляется с помощью масла, подающегося под давлением в гидроцилиндры муфт.

Оправка для центрирования ведомого диска сцепления

Выполнение данной операции требует много сил и времени, поэтому необходимость ее выполнения должна быть определена в ходе проверки технического состояния сцепления (см. «Сцепление — проверка технического состояния»).

При замене ведомого диска сцепления желательно заменить и нажимной диск (корзину), даже если на его рабочей поверхности нет заметных следов износа. Дело в том, что в процессе эксплуатации изнашивается его рабочая поверхность, а также уменьшается жесткость диафрагменной пружины.

Для выполнения работы потребуется оправка для центрирования ведомого диска сцепления (см. «Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы»).

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Снимаем коробку передач (см. «Коробка передач — снятие и установка»).

Если сцепление снимается не для замены, кернером помечаем положение корзины сцепления относительно маховика.

3. Наличие глубокой выработки на концах лепестков центральной пружины — первый признак необходимости замены сцепления.

4. Вворачиваем один из болтов крепления коробки передач к двигателю и, удерживая маховик от проворачивания монтажной лопаткой или широкой шлицевой отверткой, торцовым или накидным ключом на 11 мм отворачиваем шесть болтов крепления корзины к маховику.

5. Снимаем корзину и ведомый диск.

6. Утопленные на величину менее 0,3 мм заклепки крепления фрикционных накладок ведомого диска относительно поверхности диска — второй признак необходимости замены сцепления.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются. При несвоевременной замене ведомого диска сцепления металлические заклепки крепления фрикционных накладок могут касаться рабочих поверхностей нажимного диска и маховика (если в результате износа заклепки оказались утопленными менее, чем допустимо, см. выше), оставляя на них борозды.

При обнаружении таких борозд вместе с ведомым диском необходимо обязательно заменить корзин) А если на поверхности маховика остались глубокие борозды, то придется заменить и маховик (см. «Задний сальник коленчатого вала — замена»). В противном случае возможны рывки и дерганья автомобиле даже при плавном включении сцепления.

7. Болтающиеся, имеющие трещины пружины демпфера крутильных колебаний (причина рывков и дребезжания саже при плавном старте автомобиля с места) — третий признак необходимости замены сцепления.

8. Величина износа нажимного диска сцепления более 0,2 мм — четвертый признак необходимости замены сцепления.

9. Очищаем поверхность маховика от продуктов износа и обезжириваем ее.

10. Проверяем выжимной подшипник (см. «Выжимной подшипник — проверка и замена»).

Помимо универсальной оправки для центрирования ведомого диска сцепления относительно корзины сцепления (см. «Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы») можно воспользоваться оправкой для центрирования ведомого диска сцепления относительно маховика.

Далее приводится последовательность работы с этой оправкой. При использовании универсальной оправки для центрирования ведомого диска относительно корзины сцепления выполняйте установку сцепления согласно инструкции, прилагаемой к оправке.

11. Надеваем ведомый диск сцепления на оправку таким образом, чтобы при установке диска на маховик (см. ниже) надпись FLYWHEEL SIDE на ведомом диске оказалась со стороны маховика.

12. Вставляем центрирующую оправку вместе с ведомым диском сцепления в центральное отверстие маховика.

13. Устанавливаем корзину сцепления на маховик и поэтапно затягиваем болты ее крепления моментом 15 Нм. При необходимости удерживаем маховик от проворачивания монтажной лопаткой или широкой шлицевой отверткой (см. выше).

Читать еще:  Разница вылета диска 35 и 45

14. Извлекаем центрирующую оправку.

15. Установку остальных деталей выполняем в обратной последовательности.

При установке коробки передач не опирайте конец первичного вала на лепестки пружины корзины сцепления. Это может привести к поломке сцепления.

Описание

Менеджеры компании «MRT -Auto» помогут выбрать оптимально — приемлемый вариант качественного оборудования, основываясь на целях вашего автосервиса и учитывая заявленный бюджет.

Мы предложим вам хорошую цену с выгодной скидкой. А так же, гарантируем легко решить вопрос доставки вашего оборудования в пределах всей страны.
По всем вопросам звонить по телефону 8-921-905-35-81

Немного о центровки диска сцепления. И популярном мифе:

Миф. Если не отцентровать диск, то сцепление будет “бить”.
Правда. Если не отцентровать диск, то не получится установить КПП на место, т.к. центры отверстий корзины, диска, посадочного места на маховике должны совпасть, в противном случае вал не зайдет до конца.

Вообще официальных методов центровки диска существует 2.

1) Центровка диска по посадочному месту первичного вала. Этот метод штатно используется в СЦ опелеподбных авто, в т.ч. и Ланоса. Используется оправка по размерам первичного вала. Для Ланоса вот такая

2) Центровка диска по корзине. Используется инструмент такого типа

Неофициальных методов много
— черенком от лопаты
— пальцем
— другими частями тела и всякой фигней, что попадется под руку.

Но я опишу 2, которые очень простые, не требуют вложений, из подручных материалов делаются за 5 минут

1 Способ. Болт и синяя изолента.
Вообще, синяя изолента — уникальная вещь. Ей можно отремонтировать все. И не только отремонтировать.

Нам понадобится
— болт М10 или сверло на 10 или 11 мм.
— моток синей изоленты
Сначала на конец (болта) наматывает некоторое кол-во изоленты и примеряем что бы он (конец болта) с небольшим натягом входил в посадочное место первичного вала на маховине.
Потом, отмеряем растояние на котором будет находиться диск сцепления и наматываем необходимое кол-во изоленты, что бы диск смог одеться с небольшим натягом.
Т.е. мы получаем аналог приспособления из официального 1 способа.

2 Способ. С помощью 2-стороннего скотча.
Нам понадобится
— двусторонний скотч
— ножницы
Суть простая, мы должны зафиксировать диск сцепления к корзине выставив его по центру. Для этого отрезаем 3-4 небольших кусочка 2-стороннего скотча, размером 5х5 мм. Больше не надо. Наклеиваем на корзину как на фото

Технологический процесс ремонта ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

Рис. 6 – Сборочный чертеж сцепления автомобиля ГАЗ – 3307:

53 – (1601090-11) Диск сцепления нажимной с кожухом в сборе;

53 – (1601110) Палец игольчатого подшипника оттяжного рычага нажимного диска сцепления

66 – (1601010-01) Картер сцепления ГАЗ-3307 в сборе

ВК – (53-1601198) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления (комплект)

1 – (52-04-1601200) Вилка сцепления с чехлом в сборе

2 – (292779-П8) Гайка М10х1-4Н5Н

3 – (252156-П2) Шайба 10Л ОСТ 37.001.115-7

4 – (216257-П8) Шпилька М10х1-4hх22

5 – (201415-П8) Болт М6-6gх10

6 – (52-1601022) Крышка люка картера сцепления

7 – (52-1601260-А) Кронштейн масленки муфты выключения сцепления в сборе

8 – (252154-П2) Шайба 6Л ОСТ 37.001.115-75

9 – (66-1601015-11) Картер сцепления, верхняя часть

10 – (291498-П8) Болт М10-6gх45

11 – (250512-П8) Гайка М10-6Н

12 – (11-7562) Пружина оттяжная муфты подшипника выключения сцепления

13 – (52-04-1601250) Масленка подшипника выключения сцепления в сборе

14 – (252176-П8) Шайба 10 пружинная

15 – (52-1601230-10) Шланг смазки подшипника выключения сцепления в сборе

16 – (53-1601178) Гайка регулировочная

17 – (53-1601125-01) Кожух

18 – (53-1601105-А) Пружина вилки оттяжного рычага

19 – (53-1601094) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления ГАЗ-3307 в сборе

20 – (53-1601093) Диск сцепления нажимной

21 – (53А-1601115) Пружина

22 – 5 (3-1601130-12) Диск сцепления ведомый в сборе

23 – (293913-П) Заклепка 4х7

24 – (53-1601138-20) Накладка фрикционная ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

25 – (293907-П) Заклепка 4х6

26 – (53-1601110) Палец игольчатого подшипника оттяжного рычага нажимного диска сцепления

27 – (53-1601109) Ролик игольчатый подшипника оттяжного рычага 1.6х11.8

Читать еще:  Нет тока в машине

29 – (53-1601112) Палец вилки

30 – (53-1601108) Вилка опорная оттяжного рычага нажимного диска сцепления

31 – (53-1601095-А) Рычаг оттяжной нажимного диска сцепления

32 – (252135-П2) Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75

33 – (290656-П8) Болт М8-4h6hх30

34 – (53-11-1601180) Муфта выключения сцепления в сборе

35 – (588911) Подшипник в сборе (М-7580)

35 – (588911) Подшипник в сборе (М-7580)

36 – (53-11-1601185) Муфта выключения сцепления ГАЗ-3307

37 – (220101-П8) Винт М6-6gх8

38 – (66-1601035-20) Крышка люка установки зажигания

39 – (252155-П2) Шайба 8Л ОСТ 37.001.115-75

40 – (201454-П8) Болт М8-6gх16

41 – (66-1601018) Картер сцепления, нижняя часть

42 – (201518-П8) Болт М10х1х25

43 – (293340-П8) Шайба 10,5

44 – (291506-П8) Болт М10-6gх125

45 – (11-7576) Опора шаровая вилки подшипника выключения сцепления

Разборка и сборка

Снятие и установка ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-3307

Для снятия дисков ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

Ш снять коробку передач с автомобиля, как при замене подшипника выключения сцепления;

Ш найти заводские метки “0” у одного из болтов крепления кожуха к маховику или самостоятельно нанести метки на кожухе и маховике;

Ш равномерно отвернуть болты крепления кожуха к маховику, чтобы при этом не погнуть лапы кожуха и не повредить точные отверстия под центрирующие болты;

Ш последовательно снять ведомый и нажимной (корзина) диски, так как вторая поперечина рамы мешает одновременному снятию дисков.

Для этого необходимо через посадочное отверстие картера сцепления ГАЗ-3307 для коробки передач поднять до упора в картер нажимной диск, оставляя внизу возможно больший зазор между маховиком и кожухом сцепления, через который и вынуть ведомый диск.

Затем, повернув корзину ГАЗ-3307 вниз одной из регулировочных гаек, снять его, поворачивая таким образом, чтобы остальные регулировочные гайки проходили, не задевая поперечину. Установку ведомого и нажимного дисков в сборе необходимо проводить в последовательности, обратной снятию.

При установке ведомого и нажимного дисков сцепления ГАЗ-3307 необходимо выполнить следующее:

Ш заложить смазку в отверстие подшипника первичного вала, установленного в коленчатом валу, и тщательно очистить поверхности трения на маховике и нажимном диске ветошью, смоченной бензином;

Ш при установке ведомого диска центральная пружина демпфера должна быть обращена в сторону маховика, а метки “0” на кожухе и маховике должны совпадать;

Ш перед затяжкой болтов ведомый диск установить соосно коленчатому валу, используя оправку или запасной первичный вал;

Ш равномерно затянуть болты крепления кожуха к маховику и вынуть оправку или запасной первичный вал. Оправка или вал должны выниматься свободно.

Разборка и сборка нажимного диска (корзины) сцепления ГАЗ-3307

Разборку корзины ГАЗ-3307 необходимо проводить с помощью приспособления или пресса с усилием не менее 3000 Н (300 кгс) в следующем порядке:

Ш отметить расположение всех деталей относительно нажимного диска и самого диска относительно кожуха для того, чтобы после сборки сохранить заводскую балансировку всего узла;

Ш положить нажимной диск на подставку и установить на стол пресса. На кожух положить подкладку таким образом, чтобы было удобно отвинчивать регулировочные гайки. Нажимая прессом на подкладку, разгрузить рычаги и регулировочные гайки от усилия нажимных пружин, отвернуть регулировочные гайки, плавно отпустить пресс и снять кожух;

Ш расшплинтовать пальцы, осторожно их вынуть и собрать иглы подшипников.

Сборку нажимного диска сцепления ГАЗ-3307 необходимо проводить в порядке, обратном разборке.

Замена фрикционных накладок ведомого диска сцепления ГАЗ-3307

Для замены фрикционных накладок ведомого диска необходимо выполнить следующее:

высверлить и выбить бородком алюминиевые заклепки крепления фрикционных накладок;

осторожно, не допуская появления трещин, приклепать поочередно новые накладки к диску сцепления.

Торец всех головок заклепок должен быть утоплен на 2-2,6 мм относительно рабочей поверхности накладок. Расклепанная головка на диске сцепления ГАЗ-3307 должна быть высотой 0,9-1,2 мм. При необходимости надо отбалансировать ведомый диск статически, обеспечивая с помощью балансировочных грузов остаточный дисбаланс не более 18 г/см.

Собранный с накладками диск проверить на приспособлении на биение накладок. Допустимое биение – 0,7 мм на радиусе 145 мм; если биение больше указанного значения, диск необходимо выправить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector