Olrait.ru

Тестер рхх своими руками

Микрошаговый драйвер A3967 для тестера РХХ

  • Цена: $1.18
  • Перейти в магазин

Драйвер позволяет управлять биполярным шаговым двигателем (ШД) в следующих режимах:
Полушаговый — на обмотки подаются импульсы с полной амплитудой питающего напряжения, сдвинутые по фазе на 90 градусов. Это самый распространённый метод управления ШД, имеющий следующие недостатки — повышенный нагрев на малых скоростях, низкая точность позиционирования, повышенный шум работы (щелчки шагов).
Полушаговый с токоограничением — на обмотки подаются импульсы ШИМ для ограничения тока через обмотки независимо от питающего напряжения и сопротивления обмоток, сдвинутые по фазе на 90 градусов. Недостатки — низкая точность позиционирования, повышенный шум работы (щелчки шагов + писк ШИМ даже без вращения).
Микрошаговый — похож на предыдущий, но форма тока через обмотки напоминает синусоиду с заданной точностью. Поддерживаются микрошаговые режимы 1/2, 1/4 и 1/8. Недостатки — писк ШИМ, который при медленном вращении постоянно изменяется, т.к. изменяется ток обмоток. Вот так пищит двигатель у меня

Реальная схема платы драйвера

Драйвер имеет широкий диапазон питающего напряжения 6-30В и выдаёт на двигатель максимальный ток 750мА
На плате уже имеется стабилизатор напряжения для питания логики +5В либо +3,3В (при установке соответствующей перемычки)
Кроме того, стоят датчики тока в цепи питания обмоток и регулятор уставки тока, позволяющий задавать его в пределах 280мА — 830мА

Ну и наконец, для чего-же я его использовал? Был изготовлен тестер РХХ (Регулятор Холостого Хода), который как раз представляет собой биполярный шаговый двигатель. Некоторые автовладельцы и авторемонтники РХХ по ошибке называют датчиком.
Почти в любом бензиновом инжекторном авто стоит РХХ, который поддерживает установленные обороты двигателя на холостом ходу за счет изменения количества воздуха, подаваемого в двигатель при закрытом дросселе. РХХ расположен на дроссельном патрубке и представляет собой шаговый двигатель анкерного типа с двумя обмотками. Через червячную передачу вращательное движение шагового двигателя преобразуется в поступательное движение штока. Конусная часть штока располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулирования холостого хода двигателя. Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера. Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки. В полностью выдвинутом положении, конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла. На прогретом двигателе контроллер, управляя перемещением штока, поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки.

Плата была немного доработана для конкретного применения:
— Установлены резисторы подтяжки 10кОм на входы Step и Direction, чтобы зафиксировать уровень при коммутации цепи
— Сдвинута вниз уставка токоограничения на 170мА — 500мА при помощи добавочного резистора до подстроечника, т.к. рабочий ток РХХ всего 180-200мА

Полная схема готового устройства совместно с генератором NE555

Дополнительно в цепи питания поставлен диод защиты от обратной полярности. Питается генератор от стабилизатора платы драйвера.
Нагрев платы драйвера незначителен.
В качестве тестового двигателя, использовал PXX 21203-1148300-04 от Нивы

После сборки на столе, проверил работу во всех режимах и в итоге выбрал микрошаг 1/8, наладил частоту генератора и токоограничение драйвера на уровне 180мА
Полученная осциллограмма тока в обмотках действительно напоминает синусоиду

Показать форму тока сразу в обоих обмотках не могу, т.к. осциллограф не работает с дифференциальными сигналами и имеет общую массу.
Амплитуда напряжений импульсов на обмотках равна питающему напряжению за вычетом падения напряжения на драйвере, т.к. он работает исключительно в ключевом режиме.

Читать еще:  Не работает стеклоомыватель ваз 2107

Для многих радиолюбителей, основная проблема — изготовить корпус для получения законченного изделия. Свои корпуса из чего только не делал: картон, гетинакс, текстолит, жесть, пластиковые коробочки (мыльницы, распаячные коробки). Сейчас чаще стараюсь брать готовые корпуса из старых устройств и приборов. На этот раз попался под руку старый неисправный промышленный таймер ВЛ-64.

Внутренности были удалены, переменный резистор 15кОм оставлен — он пригодился вместо нижнего резистора генератора для оперативной подстройки частоты

Все компоненты неплохо там разместились, платы закреплял термоклеем.

Кнопку взял КМ-1, тумблеры МТ1

Получилось как-то так



Описание органов управления:
Кнопка «Пуск» — работа регулятора
Тумблер «В/З» — выдвинуть либо задвинуть шток регулятора
Тумблер «М/Б» — медленное либо быстрое движение штока регулятора. Медленное движение используется для управления установленным на авто РХХ. Быстрое движение используется для обслуживания РХХ (чистка и смазка), для съёма — установки штока.
Ручка регулятора — плавная настройка скорости движения штока РХХ. Единственная особенность — при вращении ручки по часовой стрелке, скорость движения снижается.
Для удобного подключения питания на провода установлены зажимы «крокодил», на выходе драйвера установлен унифицированный разъём подключения РХХ. Вся работа не торопясь заняла один выходной день — быстрее, чем писал этот обзор 🙂

За видео просьба не пинать, других рук не имею…

Вывод: данный драйвер неплохо подходит для качественного управления маломощным биполярным шаговым двигателем. Если нужен более мощный драйвер — присмотритесь например к A4988 (A4983)

Диагностика датчика холостого хода

Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ ЭБУ, который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.

Признаки поломки

  • Нестабильный холостой ход (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, вентилятора системы охлаждения либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

  • Загрязнение механических элементов, препятствующее нормальному движению штока. Проникающие через воздушный фильтр пылинки смешиваются с парами масла, выхлопными газами из системы вентиляции картерных газов, что со временем приводит к загрязнению элементов дроссельной заслонки. Нагар не только засоряет байпасный канал, уменьшая его сечение, но и попадает внутрь датчика холостого хода. В таком случае шток начинает двигаться с подклиниванием, что приводит к нестабильной работе двигателя.
  • Износ привода червячно-анкерного механизма. Для превращения вращательного движения ротора электродвигателя в поступательное перемещение конусного штока используется червячно-анкерная передача. Износ резьбы червячного механизма сделает невозможным нормальное перемещение штока датчика холостого хода.
  • Неисправность цепи управления. Речь идет об обрывах в электропроводке, коротком замыкании вследствие перетирания изоляции, образовании на клеммах колодок проводов окислов.
  • Поломка электродвигателя. Сам по себе шаговый электродвигатель – крайне надежный механизм, но вследствие неполадок в цепи питания возможно перегорание обмотки. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить обмотку на обрыв можно с помощью универсального измерителя.
  • Разрушение уплотнительного кольца, вследствие чего происходит подсос неучтенного ДМРВ воздуха.
Читать еще:  Свечи на карбюраторную ниву

Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.

Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Проверка РХХ мультиметром

Как проверить датчик холостого хода мультиметром:

  • в режиме измерения постоянного тока измерьте напряжение на разъеме регулятора (зажигание должно быть включено). Отсутствие питание будет свидетельствовать об обрыве в цепи управления;
  • проверьте сопротивление обмоток статора в режиме измерения сопротивления (диапазон – до 200 Ом). ШД имеет две обмотки, поэтому нужно следить за правильностью подключения клемм тестера. В технической документации к датчику, установленном на вашем автомобиле, вы можете найти номинальное сопротивление обмоток. К примеру, для РХХ 2112-1148300-02 нормальное сопротивление – 51±2 Ом, а для РХХ 2112-1148300-01 – 53±5 Ом (оба устройства устанавливаются на многие модели ВАЗ). Если показания мультиметра говорят о приближающемся к бесконечности сопротивлении, значит, в цепи обмотки присутствует обрыв.

Схема подключения РХХ ВАЗ 2110

Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.

Помните, что после замены, промывки РХХ необходимо провести программную адаптацию датчика.

Тестер рхх своими руками

Прибор для проверки регулятора холостого хода (РХХ) автомобилей ВАЗ, DAEWOO, OPEL, RENAULT.
Позволяет диагностировать исправность РХХ при его покупке и эксплуатации. Проверяется плавность хода штока регулятора.

Стоимость тестера регуляторов холостого хода ТРХХ-02 без расходов на доставку – 1800 руб.

После чистки седла дроссельного узла и конического наконечника РХХ от нагара и конденсата картерных газов позволяет легко задвинуть шток внутрь регулятора холостого хода, что исключает царапание пластикового конического наконечника при установке на дроссельный узел (из-за наличия люфта штока конус может отклониться от оси и упереться в кромку седла канала дроссельного узла, после чего на нём останется небольшая вмятина, ухудшающая прилегание конического наконечника РХХ к седлу дроссельного узла).

Тестер регулятора холостого хода позволяет извлечь шток РХХ с целью его осмотра, чистки и смазки.

Микроконтроллер ATtiny44A, являющийся сердцем прибора, опрашивает кнопки, управляет драйвером шагового двигателя L6219 и индикацией.

Прибор для проверки РХХ имеет следующие органы управления и контроля:

  • Кнопка «-». При нажатии происходит втягивание штока внутрь корпуса РХХ.
  • Кнопка «+». При нажатии происходит вытягивание штока наружу.
  • Светодиод. При включении ТРХХ кратковременно загорается. При движении штока мигает либо непрерывно горит (зависит от скорости движения).

Прибор имеет три режима работы.

Основной режим. При коротком нажатии кнопки «+» или «-» шток РХХ делает 1 шаг. При этом светодиод даёт одну короткую вспышку. При удержании кнопки до 3 секунд шток перемещается с низкой скоростью около 5 шагов в секунду. При этом светодиод моргает в такт шагам. При удержании кнопки свыше 3 с шток движется с высокой скоростью около 333 шагов в секунду. При этом светодиод моргает с этой же частотой, однако из-за инерционности глаза его свечение видится непрерывным.

При нажатии кнопки «+» шток выдвигается наружу. При достижении 250 шагов включается защита, останавливающая движение наружу. Это сделано для защиты от случайного выпрыгивания штока из корпуса РХХ за счёт его пружины и их потери.

При нажатии кнопки «-» шток задвигается внутрь. При достижении штоком упора на него продолжают подаваться импульсы управления до момента отпускания кнопки.

Сервисный режим. Предназначен для извлечения штока из корпуса РХХ. Для входа в сервисный режим необходимо длительным (свыше 3 секунд) нажатием кнопки «+» максимально на 250 шагов выдвинуть шток до его остановки. При этом кнопку «+» не отпускать. Затем нажать кнопку «-». Удерживать её необязательно. После этого шток начнёт со средней скоростью 25 шагов в секунду выдвигаться вплоть до его полного выхода. Необходимо придерживать его пальцем, чтобы он не вылетел наружу и не потерялся.

После работ по чистке и смазке шток вставить внутрь РХХ и нажать кнопку «-». Шток начнёт задвигаться. Вращением штока вокруг оси совместить с направляющими, после чего шток продолжит движение внутрь.

Демонстрационный режим. Предназначен как для демонстрации работы прибора, так и для проверки работоспособности РХХ. При этом шток совершает 30 циклов движения штока с высокой скоростью около 333 шагов в секунду. Позволяет оценить плавность хода штока, отсутствие пропусков шагов и усилие на штоке. После окончания циклического движения шток должен находиться прижатым к корпусу РХХ. В противном случае, имеется пропуск шагов, что говорит о неисправности РХХ.

Для вход в демонстрационный режим необходимо длительным (свыше 3 секунд) нажатием кнопки «-» задвинуть шток до упора. При этом кнопку «-» не отпускать. Затем нажать кнопку «+». Удерживать её необязательно. Начнётся циклическое движение штока. Кнопку «-» теперь можно отпустить.

Для принудительного выхода из демонстрационного режима необходимо нажать любую кнопку. После выхода из него отпустить эту кнопку.

Для подключения к источнику питания имеются два зажима типа «крокодил» чёрного и красного цветов. Для подключения РХХ имеется специальный четырёхконтактный разъём.

Прибор имеет защиту от подачи питания обратной полярности.

Прибор имеет встроенную защиту от короткого замыкания в обмотках РХХ.

Ознакомиться с Инструкцией по эксплуатации в формате PDF.

Стоимость ТРХХ-02 без расходов на доставку 1800 руб.

Стоимость доставки в большинство регионов РФ Почтой России 350. 400 руб.

Возможна отправка Почтой России с наложенным платежом. В этом случае стоимость отправки будет выше примерно на 50. 100 рублей из-за увеличения роста ценности посылки. Дополнительно, при получении посылки на почте, Вам придётся заплатить комиссию за услугу по отправке почтового перевода наложенного платежа на сумму примерно 160. 200 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector