Olrait.ru

Родственные тональности к соль минору

Музыкальный онлайн колледж

Онлайн курсы и тренинги для музыкантов любого уровня!

Родственные тональности

  • Автор: Денис Чуфаров
  • Май, 06 2013
  • Гармония
  • 5 комментариев

В классической гармонии, которая, как известно, основана на тональном движении – одним из важных вопросов является взаимоотношение тональностей и их родство.

Также как внутри мажорного и минорного лада ступени выполняют свою определенную роль (функцию), так и тональности внутри произведения распределяются в соответствии с принципами родства тональности. Также как существуют устойчивые и неустойчивые ступени – можно говорить об устойчивости и неустойчивости определённых тональностей.

Следует сказать, что не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. Каждый композитор разрабатывал и разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. Поэтому главная задача композитора – это изучить разные системы и выбрать ту, которая ему подходит.

Для более глубоко понимания принципов родства тональностей стоит обратиться в эпохе становления тональности в противовес модальности.

В модальной системе существовала следующая система.

Все лады имели один и тот же звукоряд. Как правило, CDEFGAB и соответственно один и тот же набор аккордов. Разница между ладами определялась по звуку, который принимался за устой. Транспозиция ладов практически не применялась.

В тональной системе используются другие принципы. При смене устоя меняется звукоряд и соответственно аккордовый набор – отсюда возникает проблема родства тональности.

И здесь возникают интересные соотношения. Параллельная тональность, имеющая одинаковый звукоряд с основной (как в модальности) – используется реже, чем тональности V и IV ступени.

То есть при звуковом оформлении функции, композиторы уже поняли, что и тональности этих ступеней будет наиболее близки.

Первая простейшая схема отклонений это T-D-S-T. Как Вы видите, это схема противоположна той, по которой движутся аккорды в классической схеме.

Более полная схема формируется во времена Баха – обойти все 6 тональностей построенные на основе аккордов гаммы. Это наиболее классическая схема отклонений и модуляций, которая использовалась многими теоретиками и композиторами.

В XVIII веке появились стандарты – модуляционные планы, которые использовались большинством композиторов.

Для мажорной тональности это движение следующего плана I-V-VI-IV-II и если нужно добавляли III ступень.

Для минора схема была другой: I-III-VII-V-IV-VI-I.

Это наиболее популярные схемы, конечно, были не единственными возможными, но самое главное, что они наглядно обрисовывают круг родственных тональностей.

Это тональности, построенные на ступенях гаммы. Кроме того наиболее близкой считалась одноименная тональность – это легко увидеть и по типичным кадансам времен Баха, когда минорное произведение заканчивалось мажорной тоникой, а также по тональным планам произведений венских классиков.

Читать еще:  Нива на больших колесах своими руками

Классически выделяют 3 степени родства тональности.

  1. Тональности, отличающиеся на один знак + одноименная
  2. Тональности 1 степени родства к предыдущим
  3. И далее точно также.

Однако данная схема не всегда соответствует практике и требует уточнений, которые и были введены Римским-Корсаковым. Это касалось тональности Fm родственной по гармоническому мажору. И тональности E для A минора – которая являлась зеркальным отражением мажорной.

Однако в схеме Римского-Корсакова одноименная тональность оказывается дальше, чем аккорд минорной субдоминанты, что, конечно же, не верно.

Одна из лучших схем предложена Способиным (Лекции по курсу Гармонии):

На основе этой схемы Холопов создал свою наиболее универсальную, которая в отличие от всех других схем является двухуровневой. Это позволяет с легкостью переходить в любую из 24 тональностей и наиболее близко к практике композиции.

В этой схеме родство рассматривает не от одной тональности, а сразу в контексте современного мажоро-минора.

Минус любой схемы родства тональностей в том, что, во-первых, она требует разного подхода для отклонений и модуляций.

Во-вторых, в каждом стиле своя уникальная система и нельзя слепо перенести в нее схему отклонений из другого стиля.

Таким образом, как я писал в начале статьи, важно изучить и освоить разные отклонения и модуляции и на основе их создать свою уникальную композиционную систему родства тональностей.

Соль минор

Соль минор

Нотация тонического аккорда g, Gm
Параллельная тональность B-dur
Тональность доминанты d-moll / D-dur
Тональность субдоминанты c-moll
Натуральная минорная гамма g – a ^ b – c – d ^ es – f – g
Гармоническая минорная гамма g – a ^ b – c – d ^ es — fis ^ g
Мелодическая минорная гамма g – a ^ b – c – d – e – fis ^ g

Соль минор (g-moll) — минорная тональность с тоникой соль. Имеет два бемоля при ключе.

Некоторые произведения в этой тональности

  • Вивальди — Концерт № 2 «Лето» RV 315 из цикла четырёх скрипичных концертов «Времена года»;
  • Бах — Фантазия и фуга соль минор (BWV 542);
  • Моцарт — Симфония № 40;
  • Шопен — Баллада № 1, Соната для виолончели и фортепиано;
  • Чайковский — Симфония № 1 «Зимние грёзы»;
  • Рахманинов — Концерт для фортепиано с оркестром № 4, Соната для виолончели и фортепиано, Прелюдия op. 23 № 5;
  • Адажио Альбинони;
  • Прокофьев — Концерт для фортепиано с оркестром № 2;
  • Мясковский — Симфония № 12;
  • Шостакович — Симфония № 11 «1905 год» соч. 103;
  • Ю. Энтин, Е. Крылатов — «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника»;
  • Etherware — Fog (Original mix);
  • Гимн Словакии;
  • Savage — Goodbye;
  • Иосиф Кобзон — А у нас во дворе.
  • My chemical romance — Welcome to the black parade
Читать еще:  Электросхема уаз буханка инжектор 4213
Квинтовый круг

Ces Ges Des As Es B F C G D A E H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Что такое wiki2.red Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.red является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Родственные тональности к соль минору

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».

​ ​ Расстояния между звуками гаммы Ре минор.

В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.

​ ​ Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.

Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.

​ ​ Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).

Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.

Гамма ре минор натуральный.

Здесь и далее поет ученик третьего класса Саша Будулев.

Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю. » (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно здесь.

Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.

Читать еще:  После замены колес появился гул

Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.

Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.

Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.

И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.

Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. здесь, здесь и здесь). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония . Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.

Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона. Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь. Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.

Гамма ре минор гармонический.

В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно здесь. В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.

Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.

Мелодический минор . В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.

Гамма ре минор мелодический.

П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно здесь.

Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector