Olrait.ru

Первые признаки забитого катализатора

Забит катализатор — симптомы

С применением катализаторов массово, процент загрязнения окружающей среды снизился на 2,4%. Эту статистику придумали не мы, об этом говорит союз экологов Германии, но мы знаем точно, что с применением каталитических нейтрализаторов цены на систему выхлопа поднялись на 30%, обслуживание автомобиля с ДВС стало дороже, а проблем с лампочкой Check Engine стало больше. Химзаводы как дымили, так и дымят, но катализаторы им не светят. Раз без нейтрализаторов совсем уж никуда, то посмотрим, чем может светить нам, как владельцам автотраспорта, применение систем очистки отработанных газов.

Содержание:

Что такое катализатор

Катализатор, или каталитический нейтрализатор, разработан специально для того, чтобы снижать уровень свинца и СО в отработанных газах. В принципе, при обеспечении идеальных условий работы двигателя, можно запросто обойтись и без него. Если система питания отрегулирована идеально, бензин соответствует стандартам, а система выхлопа исправна, то довести уровень вредных веществ в газах совсем несложно. Но их уровень сильно зависит не только от мастерства механика, который регулирует впрыск или карбюратор, топливный насос высокого давления в дизелях. Большое значение имеет качество бензина, на которое повлиять мы не можем при всем своем желании.

А катализатор просто дополнительная труба с диффузором, в котором установлена сетка с платиновым или другим не менее дорогим покрытием. Все вредные вещества в выхлопе, точнее, большая часть из них — это несгоревшие остатки топлива и продукты сгорания. Чтобы их нейтрализовать, процесс горения нужно катализировать, то есть ускорить. В двух словах это и есть основной принцип работы и цель катализатора. Цель, конечно благородная. Только не всегда она оправдывает сильную потерю мощности и увеличенные расходы топлива. При том, что стоит система нейтрализации газов очень недешево.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Катализатор работает просто. Понять его сложно, а в принципе, он оценивает уровень загрязнения выхлопа, дает сигнал в мозги двигателя, в электронный блок управления, который уже корректирует условия работы таким образом, чтобы уровень вредных веществ в выхлопной трубе был минимальным. Катализаторы устанавливают в приемной трубе выхлопной системы автомобиля, сразу после выпускного коллектора. Сделано это потому, что в этом месте температура выхлопных газов еще достаточна для того, чтобы вредные примеси могли сгореть синим пламенем, а уже на выходе из глушителя их было как можно меньше.

Роль контрольного органа в этой системе играет датчик кислорода, лямбда-зонд. От него и вся головная боль водителей. Это он доносит всю информацию о состоянии газов и самого катализатора на ЭБУ. В старых версиях систем, Евро2, зонд стоял только один, на входе в катализатор и с ним еще можно было договориться. На автомобилях, подготовленных по стандарту Евро3 и выше, зондов 2 и больше, а контролируют ситуацию они как на входе, так и на выходе из катализатора. Если зонд считает, что кислорода в выхлопных газах недостаточно для сгорания вредных веществ, он зажигает лампочку Check Engine, а дальше водитель думает о том, как ремонтировать катализатор.

Ремонт катализатора

По большому счету, катализатор представляет собой обычный резонатор глушителя с датчиком и сеткой, при помощи которой он контролирует процент кислорода в газах. Основными поломками могут быть прогары и ситуация, когда забит катализатор Симптомы могут быть самые разные. Вот только некоторые из них:

Читать еще:  Лада калина nfr цена

  1. Двигатель просто не запускается. Это происходит в том случае, если катализатор забит полностью. Как это выглядит, можно глянуть на фото. В этом случае двигатель попросту не может работать, поскольку смесь не может поступать в камеру сгорания. Установить точно, насколько виноват в этом катализатор, просто. Выкручиваем первый по ходу выхлопа датчик. Если мотор ожил, значит катализатор приказал долго жить.
  2. Ухудшилась динамика автомобиля. Как в ходу, так и стоя на месте, явно ощущается, что мотор тупит и неадекватно реагирует на педаль газа. Это свидетельствует о том, что катализатор только начал забиваться, основные сюрпризы впереди.
  3. Может возрасти расход топлива, но на катализатор это указывает только в том случае, если увеличение расхода связано с потерей динамики.
  4. Самый явный признак — Джеки Чан. Лампочка Чек Энжин всегда направляет к катализатору при малейшей проблеме. Чтобы подтвердить эту версию, можно заехать на диагностику, где компьютер покажет ошибку с кодом Р0420. Эта цифра говорит о непродуктивности работы двигателя, но если рассматривать симптомы комплексно, то все дороги ведут к катализатору. Точнее, к его замене.

Датчик на катализаторе

В этом случае можно поступить несколькими путями. Извиниться перед Гринписом и выбросить катализатор на помойку. Но в этом случае придется совершать некоторые доработки. Или поступить, как настоящий борец за экологически чистую атмосферу — купить новый катализатор, который обойдется от $150 до $300, в зависимости от модели автомобиля. К примеру, на Рено Сандеро Степвей новый катализатор обойдется в 32 000 рублей. Понятно, что Степвей не самая дорогая машина, а, пожалуй, самая дешевая из импортных.

Поэтому чаще всего вместо катализатора устанавливают пламегаситель с датчиками кислорода, которые несут декоративную функцию. Чтобы они не вмешивались в работу двигателя, ЭБУ просто перепрограммируют. Это возможно не во всех автомобилях, но большинство поступает именно так. Следовательно, если загорелась лампочка, паниковать не стоит, всегда можно найти оптимальный выход. Не бойтесь лампочек, и свежего вам выхлопа!

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные статьи

Признаки забитого катализатора

Какие бы слухи не ходили о вечности катализатора, рано или поздно эксплуатационный срок этой детали подойдет к концу. Как произвести диагностику катализатора, а затем его «лечение», детально описано в этой статье.

В связи с огромным вредом экологии, который наносят автомобили, производители машин пытаются любыми путями уменьшить потребление топлива, а также количество вредных выхлопов.

Катализатор — важная деталь автомобиля, которая нейтрализует опасные газы посредством химических реакций. В результате всех преобразований токсичные вещества расщепляются на относительно безвредные.

Зачастую они керамические, но бывают и металлические. Через соты бобины проходят вредные вещества. Сам материал, из которых изготовлены катализаторы, не принимает участия в реакциях. Ответственны за преобразования токсинов — благородные металлы, нанесенные на поверхность бобин. Это, в первую очередь, платина, а также иридий. В ходе работы деталь может сильно нагреваться, вплоть до возгорания. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, внутри катализатора имеется теплоизоляционный слой. Наиболее эффективно нейтрализуются выхлопы при температуре от триста градусов.

Читать еще:  Подключение мультитроникс на газель

Из-за различных «испытаний» катализатор становится нерабочим после ста тысяч километров пройденного автомобилем пути.

ОБЫЧНЫЕ ПРИЗНАКИ, СИМПТОМЫ ЗАБИТОГО КАТАЛИЗАТОРА

Когда срок службы детали истечет, автомобиль сам об этом оповестит: на шкале приборов загорится «Check Engine». Как только катализатор перестанет нормально функционировать, машина перейдет в аварийный режим езды. Обратите внимание, сигнал загорается моментально только в случае физического повреждения детали или обрыва электропроводки. Именно поэтому катализатор может уже не справляться со своими функциями, но лампа гореть по-прежнему не будет.

Во время отказа катализатора автомобилисты наблюдают значительное падение мощности машины и «трудности» при старте. Практически всегда виной тому является закупорка сот детали частичками сажи, в результате чего выхлопы не могут проходить через фильтрующие вещества.

Газы, которые остались внутри детали, начинают «давить» на мотор. Тот не в состоянии выдерживать большое давление, которое все время возрастает. В итоге двигатель идет «на отказ», автомобиль не может работать дальше. Также повергаются деформированию и сами соты.

Сигнал «Check Engine» может появиться и в том случае, если стерлось фильтрующее покрытие из платины и иридия. Если вы замечаете слабый поток газов с катализатора, значит срок эксплуатации истек.

При нормальных условиях выхлопы должны быть обильными. Еще один признак неисправности — достаточно едкий запах, который будет напоминать протухшие яйца.

КАК САМОМУ ПРОВЕРИТЬ ЗАБИТ ЛИ КАТАЛИЗАТОР

Если нет желания, да и финансов, везти автомобиль в СТО, можете самостоятельно провести диагностику катализатора.

Ниже приведено несколько советов.

Вооружившись мощным фонариком, посветите во внутрь детали. По необходимости снимите катализатор, однако он может буквально «прикипеть» к основанию авто. Лучше всего поднимите автомобиль на кронштейне.

Также можете определить обонянием. Как было сказано выше, из катализатора будут выходить газы с едким неприятным запахом.

И третий способ — подставить к выхлопной трубе руку. При нормальной работе вы почувствуете значительное противодействие. Если же катализатор будет забит, особого сопротивления не почувствуете.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАБИТОГО КАТАЛИЗАТОРА

Последствия забитой детали могут быть самые разные. Все зависит от степени поломки. Если, к примеру, катализатор просто забит сажей, его можно прочистить, и работоспособность вернется. А вот в случае с оплавлением внутренней части элемента придется полностью менять деталь или ставить пламегаситель. Автомобиль при этом вообще может не заводиться.

А если и запустится, то тут же заглохнет. Стоит также вспомнить и о возможных более печальных последствиях. Если газы не смогут проходить через катализатор, они будут возвращаться обратно в цилиндр, притом с частичками бобин — керамикой, сажей, металлическими элементами и т.д. Как известно, цилиндр — наиболее уязвимая часть автомобиля. Даже самый мелкий мусор может стать причиной поломки всей цилиндропоршневой системы. В таком случае только заменой определенных деталей не обойтись. Потребуется везти автомобиль в СТО для капитального ремонта, притом недешевого.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КАТАЛИЗАТОР ЗАБИТ

Катализатор — деталь, которая практически не подлежит ремонту. Именно поэтому после истечения эксплуатационного срока элемент следует утилизировать. Если вас не тревожит экологическое состояние планеты, можете установить пламегаситель. В ином случае вы можете приобрести катализатор и самостоятельно, либо же в СТО, осуществить монтаж. Стоимость детали немаленькая — от 150 долларов. Плюс, возможные услуги мастера.

Читать еще:  Тосол трасса а40м отзывы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как проверить катализатор

Катализатор в автомобиле служит для переработки вредных компонентов выхлопных газов (угарный газ, пары бензина, окислы азота) в безвредные для человека вещества (воду, углекислый газ и азот). Замечали как из выхлопной трубы льется вода? Это не только конденсат, это работает каталитический нейтрализатор!

Признаки забитого катализатора, неисправности

Если нейтрализатор забит полностью, то машина просто не заведется, или будет заводиться и тут же глохнуть. Это свидетельствует о полной неисправности катализатора. Если у вас есть такая беда проделайте следующее:

Машина стала заметно хуже разгоняться и набирать обороты. При нажатии на педаль газа создается ощущение что автомобиль держат за задний бампер. Это верные признаки того, что катализатор забит, но не полностью а пока только частично.

Возрос расход топлива, но этот симптом нужно учитывать только совместно с «тупостью» автомобиля. То есть если авто тупит и к тому же увеличился расход, то это может быть явными симптомами забитости катализатора.

Загорелась лампа «Чек Энджин» на приборной панели (кто-то называет ее «Джеки Чан», кто-то «Кран»). В таком случае при диагностике сканер покажет ошибку P0420 — низкая эффективность. Но это не всегда говорит о его неисправности, может иметь место банальный подсос воздуха в выпускную систему.

С симптомами неисправности разобрались, теперь посмотрим как его проверить.

Как проверить катализатор

Прежде всего не стоит сразу менять нейтрализатор пока вы его не проверите.

Проверить можно чисто визуально, для начала осмотрите его снаружи, он не должен иметь цветов побежалости — это признак перегрева.

Так же механические повреждения (удары) снаружи могут быть причиной разрушения сот внутри. Еще можно снять каталик и осмотреть его на просвет, соты внутри должны быть целыми. Но не всегда конструкция системы выхлопа позволяет увидеть содержимое внутри банки нейтрализатора.

Еще один метод диагностики катализатора это проверка противодавления в выпускном коллекторе. Выкручивается первый кислородник и вместо него устанавливается специальный манометр. На запущенном моторе поднимают обороты до 3000 в минуту, давление не должно превышать 0,3 кгс/см2. Если давление в выхлопной системе выше значит проверка показывает забитый катализатор.

При появлении кода ошибки 0420 внимательно осмотрите и проверьте всю выхлопную систему на предмет утечки воздуха. Смажьте холодную трубу мыльным раствором (я серьезно!) и запустите двигатель. Смотрите на наличие пузырьков воздуха, если они есть-устраните негерметичность.

Видео о работе нейтрализатора:

Катализатор может испортиться из-за плохого бензина или из-за масла. Если двигатель кушает много масла, то значит оно сгорает в цилиндрах и продукты сгорания масла и его не сгоревшие частицы вылетаю в выхлопную трубу. Они очень быстро способны вывести соты из строя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector