Olrait.ru

Корректор по наддуву принцип работы

Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор

Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор.

Внимание! Без знаний этого материала невозможно ведение воздушного боя на высоте больше 2000 метров.

Нагнетатель. С чем его едят.

Для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Для повышения мощности двигателя на самолетах Второй Мировой использовался турбонаддув (специальная турбина, нагнетающая воздух под давлением). Соответственно подавая большее количество кислорода можно сжечь больше топлива за один цикл работы двигателя и тем самым увеличить его мощность. Устройство для наддува либо использовало энергию выхлопных газов, либо приводилось в действие от двигателя (иногда использовался специальный электрический, как например на Р-47).
На высоте, где плотность воздуха заметно падает необходимо изменить режим нагнетателя. На большинстве немецких, и союзных самолетах такой переход осуществляла автоматика. Советские самолеты имели более простую конструкцию и требовали ручного перевода режима.
Высоту переключения можно определить по прибору, но лучше запомнить табличные значения, чтобы в бою не отвлекаться на приборную панель.
На большинстве самолетов 2 режима работы нагнетателя. На И-185 и ряде американских – три.

Как уже упоминалось, для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Но на больших высотах, когда мощности нагнетателей уже не хватает, нарушается соотношение «топливо-воздух». Это приводит к забрызгиванию свечей, неполному сгоранию топлива, перегреву двигателя и главное к существенной потери мощности двигателя. Внешне проявляется появлением дымных полос за самолетом, нестабильной работой двигателя. Чтобы избежать этого необходимо уменьшить количество топлива в смеси.
Ниже я привожу данные по высотам переключения нагнетателя и воздушного корректора наиболее распространенных истребителей. Предупреждаю, для корректора приведена крайняя высота регулирования смеси, уже на подходе к этой границе возможен дымный выхлоп при высоких нагрузках, поэтому смесь регулируйте за 200 метров до приведенной величины.
Первая регулировка высотного корректора – 80% топливной смеси, затем каждые 2000 метров уменьшаете топливо на 20% для всех самолетов.

И-153 М-62 и И-153П

При наборе высоты выше 2200 метров необходимо перевести нагнетатель на ступень 2 («Следующая ступень»). При спуске ниже 2200 метров нагнетатель возвращается на ступень 1 («Предыдущая ступень»). На 4000 регулировка топливной смеси.

Тот же тип мотора, что и на И-153, соответственно, те же операции.

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 3500 и на ступени 2 выше 3500).
Регулировку смеси необходимо производить на высотах 4000.

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах 4000 м.

ЛаГГ-3 (серия 66, 29, 35) и ЛаГГ-3ИТ

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.

Як-9 и его модификации Д, К, Т

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.

Як (остальные модификации)

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 4000 м.

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2800 м и на ступени 2 выше 2800 м.

Советская модификация с тем же двигателем, что и у ЛаГГ-3. Соответственно, требуются те же операции. Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.

На высотах до 120 метров можно ставить высотный корректор на 120% Это даст прибавку мощности при взлете в режиме перегруза, с авианосцев, поможет уйти от преследования (на некоторых Ла например).
Для того чтобы регулировать высотный корректор нужно назначить клавиши на кнопки «Обеднить смесь» и «Обогатить смесь». Регулирование происходит по 20%. Для особо дотошных можно применить более точные значения по 10% назначив кнопки «Высотный корреткор 90%», 80% и т.д.

Принцип действия регулятора и корректора подачи топлива ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

В процессе работы двигателя Д-160 трактора Т-130М вращение коленчатого вала передаётся через распределительные шестерни валу (18) [рис. 1] регулятора и кулачковому валику насоса, а также посредством конических шестерён – вертикальному валику (13) регулятора.

Читать еще:  Цепи на колеса трактора своими руками

Рис. 1. Схема работы регулятора ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Корректор подачи топлива;

2) – Регулировочная муфта;

3) – Рейка насоса;

5) – Гильза плунжера;

6) – Тяга к механизму управления подачей топлива;

7) – Наружный рычаг регулятора;

8) – Упор минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Подвижная муфта;

11) – Двуплечий рычаг регулятора;

12) – Грузик регулятора;

13) – Вертикальный валик;

14) – Конические шестерни;

15) – Упор максимальной частоты вращения;

16) – Трёхплечий рычаг;

17) – Тяга регулятора;

18) – Валик привода регулятора;

19) – Тяга рейки насоса.

Кулачковый валик насоса в процессе вращения перемещает плунжер (4), который подаёт топливо в определённом объёме, соответствующем положению косого среза по отношению к отверстию в гильзе (5).

Вместе с вертикальным валиком также вращаются грузы (12) регулятора, которые под воздействием центробежной силы поворачиваются на своих осях и расходятся. Грузики при этом нажимают на подвижную муфту (10) регулятора и стремятся переместить её вверх (вдоль оси вертикального валика).

Пружина (9) регулятора противодействует перемещению муфты. Натяжение данной пружины имеет прямую зависимость от положения рычага акселератора. Например, рычаг акселератора установлен в положение, которое соответствует какой-то нагрузке двигателя, при которой в регуляторе установилось равновесие между центробежной силой, силой трения в механизме и натяжением пружины. В случае увеличения нагрузки на двигатель Д-160 начнёт несколько снижаться его частота вращения. За счёт уменьшения центробежной силы грузов они под воздействием пружины регулятора немного опустятся (при этом рычаг акселератора останется неподвижным).

В случае сближения грузиков муфта (10) регулятора, двигаясь вниз, переместит рейку (3) топливного насоса двуплечим рычагом (11) и тягой (19) вперёд. При этом рейка повернёт зубчатый сектор и плунжер (4) в сторону увеличения подачи топлива, которое приведёт к нарастанию крутящего момента двигателя согласно возросшей нагрузке.

В процессе разгрузки двигателя произойдёт обратное явление – частота вращения двигателя несколько возрастёт, а грузы регулятора при этом под воздействием центробежной силы начнут перемещать рейку и поворачивать плунжер в сторону снижения подачи топлива. Крутящий момент двигателя Д-160 трактора Т-130М начнёт снижаться до уменьшенной нагрузки.

Путём перестановки рычага акселератора, расположенного в кабине трактора, осуществляется изменение натяжения пружины регулятора и установка различных скоростных режимов двигателя от минимальной частоты вращения холостого хода (рычаг акселератора должен быть перемещён до упора вниз) до частоты вращения при максимальной мощности (рычаг акселератора должен быть перемещён до отказа вверх). Регулятор автоматически на любом скоростном режиме двигателя осуществляет изменение количества подаваемого топлива (в зависимости от приходящейся на двигатель нагрузки). При загруженном двигателе (режим максимальной мощности) – тяга (3) [рис. 2] рейки ТНВД находится в положении полной подачи топлива, при котором регулировочная муфта (1) на тяге упирается в пластинчатую пружину (4) корректора, не деформируя её. В случае загрузки двигателя, превышающей максимальную мощность, происходит падение частоты вращения коленчатого вала и уменьшение центробежной силы грузов регулятора. Грузы начинают сближаться, и рейка под воздействием натяжения пружины регулятора ещё выдвигается, а регулировочная муфта при этом начинает постепенно изгибать пружину корректора. И подача ТНВД за цикл продолжает увеличиваться до момента, пока частота вращения коленчатого вала двигателя Д-160 трактора Т-130М уменьшится до 700 об/мин. При этом муфта (1) тяги рейки, пройдя корректирующий ход, прижмёт пружину корректора к корпусу насоса (2), что прекратит дальнейшее увеличение подачи топлива, а если продолжится рост нагрузки, то двигатель заглохнет. Постепенное увеличение подачи топлива за каждый цикл при перегрузках влечёт за собой нарастание крутящего момента двигателя в заданных пределах и даёт ему возможность преодолеть перегрузки кратковременного действия. В то же время запрещается длительная эксплуатация двигателя на режиме, при котором работает корректор, ввиду того, что происходит увеличение расхода топлива и быстрый перегрев двигателя.

Рис. 2. Корректор подачи топлива ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

А) – Положение рейки при максимальной подаче;

Б) – Положение рейки при минимальном крутящем моменте;

Читать еще:  Лада веста не горят задние габариты

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 в сборе показан на рис. 14.

Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238

1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву.

А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче

С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.

Устройство ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.

Число секций равно числу цилиндров двигателя.

Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.


Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый

В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления.

Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно.

Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции.

Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17.

Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку

От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи.

Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16.

Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.

Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Принцип действия секции ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238

При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.

При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает.

Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.

При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре.

Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.

Читать еще:  Спойлер на багажник ваз 2110

Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.

В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 расположен кулачковый вал.

Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре.

Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса.

Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку.

Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса.

На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя.

При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.

Смазка ТНВД ЯМЗ-238 – централизованная, от масляной системы двигателя.

Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.

Регулятор частоты вращения ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.

Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238

1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор

Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода.

Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.

Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.

Рабочие регулировки ТНВД ЯМЗ-238

Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);

Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14).

Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).

Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7.

Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12.

Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16).

К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот.

Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения.

Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости.

Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector