Olrait.ru

Кому принадлежит автоваз 2018

Julia8874 › Blog › Кому принадлежит АВТОВАЗ? Или маленькая хозяйка огромного завода. Часть I

Президент ОАО АВТОВАЗ Бу Инге Андерссон не любит отвечать на неприятные вопросы. Об этом мне говорили все сотрудники, посещавшие встречи руководителя с трудовым коллективом. Встречи эти, как утверждают, носят регулярный характер. Но неприятные вопросы демонстративно игнорируются. Ответом на них служит словосочетание: «Следующий вопрос!»
Между тем, после посещения Тольятти, у меня появилась твердая уверенность, что неприятных вопросов будет много, заданы они будут на самом высоком уровне и прозвучат уже очень скоро. Господин Андерссон на них, скорее всего, не будет отвечать. Сядет в самолет и улетит в Швецию, США, или еще куда. Может себе позволить. Вопрос: кому придется отвечать, когда в Тольятти, что называется, «бабахнет»? Уровень неприязни к шведу и его так называемой жене, Катержине Матушковой, я себе представлял по комментариям в социальных сетях. Но, приехав в Тольятти понял, что «неприязнь» — не то слово.
Почему так, пояснил рабочий ВАЗа, уже бывший: «Андерссон ненавидит Тольятти. А Тольятти, в ответ, ненавидит его. Вот он и сидит теперь в Ижевске. Хотя, что скрывать, полтора-два года назад находились люди, которые им искренне восхищались».
Другой собеседник выразился более образно: «Что происходит на ВАЗе? Пушкина читал, «Сказку о рыбаке и рыбке»? Вот она на ВАЗе и происходит! Ты думаешь, французы владеют заводом, или, там, японцы? Нет! Завод у нас теперь обеспечивает благосостояние Чехии! Слышал уже выражение «чешская лесопилка»? Еще услышишь…»

Что делают на ВАЗе чехи?

Действительно, когда в Тольятти поминают ВАЗ, о «прозрачности» которого было сделано столько заявлений, разговор неизбежно соскальзывает на «чешскую» тему. И неважно, с кем ты разговариваешь – с рабочим, инженером, менеджером, местным журналистом или блоггером. Местные блоггеры даже бросили клич в начале сентября: «Кто что знает о чехах на ВАЗе – пишите в личку!». Не знаю, что и кто написал блоггерам, поделюсь лишь тем, что удалось узнать лично за две недели пребывания в Тольятти.

«Понимаешь, ни с французами, ни с японцами особых проблем не было. Вообще проблем не было. Японцев уважали все. Потому что спокойные, вежливые, трудяги и профессионалы. Французы – те полегкомысленнее, чуток на понтах, но в целом нормально с ними работалось. А чехи ведут себя иначе. Всю работу стараются переложить на русских. Но за благодарностями-поощрениями — всегда первые в очереди. При том, что их уровень, как специалистов, довольно низок. Ни перспектив, ни масштабов, ни приоритетов АВТОВАЗа они не понимают и не хотят понимать. Их место – на небольшом «отверточном» производстве, с которого они все и вышли. Но при этом у них прямой и почти мгновенный доступ к Андерссону, который всегда на их стороне. А русскому специалисту к Андерссону пробиться практически невозможно… Чем занимаются? Да не поймешь… «Культурой производства» в основном. Следят, чтоб туалеты были чистые, да рабочие в рукав не сморкались…» — изливал душу вазовский руководитель среднего звена.
Впрочем, рассказ о чешской экспансии на АВТОВАЗ правильнее начать с «чеха номер раз».
Её называют самым влиятельным человеком на ВАЗе. Тольяттинские журналисты упорно называют её «супругой» Бу Андерссона. Потому что сам Андерссон в начале года представил Катержину Матушкову широкой публике в этом качестве. Но это – лишь слова Андерссона. Тольяттинцы многократно убеждались: его словам не стоит безоговорочно доверять. И тольяттинская кличка руководителя завода — «Сказочник» — связана отнюдь не с его знаменитым однофамильцем. У них там, в европах, может и ставят знак равенства между супругой и гражданской женой, но Россия пока страна более патриархальная. И, как сообщил мне московский источник, супругой Андерссона Матушкова по российским меркам считаться не может. Потому как официально господин Бу Андерссон… холост. И возникает вопрос: каким образом красивая и обаятельная женщина с загадочной биографией, еще пару лет назад скромно занимавшаяся выпуском рекламных буклетов «Шкоды» в Нижнем Новгороде, оказалась фактически у руля российского автогиганта. Вернее, каким образом – понятно. Вопрос: куда смотрят собственники АВТОВАЗа и почему их такая ситуация устраивает?
Но это самый невинный момент. Далее возникают вопросы посерьезнее. Мне смешно читать рассуждения о том, откуда можно ждать волнений и неприятностей для российской власти. Смотреть нужно не в сторону Болотной площади. Смотреть нужно на Тольятти. Потому что народ тут непростой. Он пока терпит, но доведен до крайности, буквально поставлен на грань выживания. И продолжает выслушивать заявления о необходимости сокращения еще пятнадцати тысяч человек, в условиях, когда вакансий в городе нет, а в некогда оживленных офисных центрах стоят теперь закрытыми целые этажи. «Знаешь, я, наконец, понял, почему Гражданская война была такой жестокой, — сказал мне один из участников протестного митинга в Тольятти. — Когда каждое утро ты заставляешь себя просыпаться, устав от мыслей, как кормить и одевать детей, а люди, говорящие тебе о том, что нужно потуже затянуть пояса, швыряют десятки, сотни миллионов направо и налево… Это убивает всякую к ним жалость».
Говорю же, Тольятти – город маленький. И у горожан возникают неприятные вопросы. Почему за просчеты руководства должны расплачиваться своими судьбами простые сотрудники? Им твердят, что продаж нет, денег нет, но при этом «бедные люди» регулярно получают информацию о том, как шикует высшее руководство завода. Причем, не на свои деньги.

Читать еще:  Ресивер в машине это

Кто заплатит за комфорт?

Итак, по имеющейся информации, господин Андерссон с госпожой Матушковой живут на четыре дома. А именно: отдельный коттедж на турбазе «Фортуна», где с 2006-го года проживает «иногородний» топ-менеджмент АВТОВАЗа. Отдельный коттедж на улице Инженерной, в Портпоселке, где традиционно строит свои роскошные коттеджи элита Тольятти. Весь восьмой этаж гостиничного комплекса Lada Rezort, фактически – четырехзвездночного отеля, расположенного на той же «Фортуне». И, наконец, отдельный коттедж в Ижевске, где и проводят в этом году основную часть времени Андерссон с Матушковой.
По слухам, циркулирующим в Ижевске, на благоустройство коттеджа, роскошную мебель и прочие радости потрачены совершенно неприличные средства.
Оплачивает всё, естественно, завод.
Дальше – еще интереснее. В Тольятти рассказывают анекдот о том, как во время летнего визита в город Карлос Гон, глава концерна Рено-Ниссан-АВТОВАЗ, остановившийся, естественно, на Фортуне, был среди ночи разбужен пожарной сигнализацией. И, как дисциплинированный европеец, выскочил в одной пижаме на прохладный ночной пляж. Остальное население элитной турбазы мирно спало. К ложным срабатываниям пожарной сигнализации все давно привыкли.
Окончание следует…
Николай Федякин

Кто владелец АвтоВАЗа

За 2018 год ключевой бенефициар АвтоВАЗа ‒ Alliance Rostec Auto BV ‒ стал основным его владельцем с пакетом акций более 96%. В настоящее время руководит предприятием Ив Каракатзанис.

В реестре акционеров публичного акционерного общества «АВТОВАЗ», одной из крупнейших машиностроительных компаний, на 31 декабря 2017 г. было 141 124 зарегистрированных лица. А уставной капитал общества ‒ 25 943 млн рублей. Доля юридических лиц в нем составляла 93,82%, физических – 6,18%. Мы ответим на интересующий всех вопрос о том, кто на сегодняшний день является собственником АвтоВАЗа.

Акционеры Общества, владеющие более 5% акций

Таблица 1. Основные акционеры компании на 31.12.2017.
Источник: квартальные отчеты компании

% от уставного капитала

Alliance Rostec Auto BV

Renaissance Securities (Cyprus) Limited

Основным акционером и владельцем АвтоВАЗа является Alliance Rostec Auto BV.

Компания зарегистрирована в Нидерландах. Это совместное предприятие Renault и госкорпорации «Ростех». Их доли в нем поделены в пропорции 75 и 25%, соответственно.

На 31 декабря 2017 г. Альянсу принадлежали 64,6% акций автомобилестроительного гиганта. Он стремился к увеличению своей доли в капитале и добился желаемого.

Читать еще:  Лада калина универсал размер колес

О намерениях взять под свой контроль крупнейшую автомобилестроительную компанию России – АвтоВАЗ, нынешний основной бенефициар компании объявил еще в 2012 году. Спустя два года, сделка была завершена.

Планируется, что к концу текущего года под контролем Alliance Rostec Auto BV окажется почти 99% его акций. Еще в марте 2018 года Renault и «Ростех», одна из крупнейших российских компаний, объявили, что долги автогиганту на сумму 61,4 млрд рублей будут списаны в обмен на дополнительные акции.

Вторым акционером, владеющим на конец 2017 года более 5% акций АвтоВАЗа, была Renaissance Securities (Cyprus) Limited, расположенная на Кипре.

Но уже к 30 сентября 2018 года в распоряжении Альянса более 96% акций. Это даже не контрольный пакет. Это практически единоличное владение гигантом автомобилестроения.

Рисунок 1. Изменение доли участия основных акционеров ПАО в уставном капитале в 2018 году, %.

Итак, новый единственным хозяином лидера автомобилестроения России является Alliance Rostec Auto BV.

Для справки. В советские годы Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) был одним из крупнейших предприятий СССР.

О новом гендиректоре

Alliance Rostec Auto BV объявила, что с 1 июня 2018 года у российского автопроизводителя появится новый глава – Ив Каракатзанис. Он заменит на этом посту Николя Мора, который трудился на этой должности с апреля 2016 года и успел запустить в производство на заводе в Тольятти модели Lada Vesta SW и Vesta SW Cross, реализовал другие крупные проекты. И среди них окончательная замена моторов Renault в семействе Largus на свои двигатели.

Рисунок 2. Николь Мор

Новый президент автогиганта, работая на посту генеральным директора Renault в Румынии, был ответственен за всю коммерческую и производственную деятельность. Кроме того, он оставался президентом и гендиректором компании Dacia, входящей в состав Renault. А до той поры в разные годы был вице-президентом региона Евразия и вице-президентом по цепочке поставок.

Рисунок 3. Новый президент автогиганта Ив Каракатзанис

Ив Каракатзанис родился 13 апреля 1964 года в Марселе (Франция). С 1992 года трудится в структурах Renault.

В АвтоВАЗе новому гендиректору предстоит решить задачи по:

  • развитию продаж моделей бренда LADA в России и за рубежом,
  • оптимизации затрат;
  • обновление модельной линейки Лады.

«В ближайшие годы АвтоВАЗ продолжит следовать выбранным бизнес-направлениям и социальным приоритетам и будет усиливать их» (Каракатзанис).

Автобренды: кто кому принадлежит

Примерно тридцать лет тому назад знаменитый американский менеджер Ли Якокка говорил о том, что к началу XXI века на мировом автомобильном рынке останется всего несколько игроков. Экс-президент Chrysler и Ford насквозь видел тенденции дальнейшего развития автопрома, поэтому вовсе неудивительно, что его предсказания подтверждаются.

Крупнейшие мировые автоконцерны и альянсы

На первый взгляд может показаться, что в мире есть много независимых автопроизводителей, но на самом деле большинство автокомпаний входят в различные группы и альянсы.

Таким образом, Ли Якокка как в воду смотрел, и сегодня в мире на самом деле осталось всего несколько автопроизводителей, поделивших между собой весь мировой авторынок.

Какие марки принадлежат Форд

Интересно, что компании, которые он возглавлял – Chrysler и Ford – лидеры американского автопрома, во время экономического кризиса понесли самые серьезные потери. И в настолько серьезных передрягах им не приходилось бывать никогда ранее. Chrysler и General Motors стали банкротами, а Ford спасло лишь чудо. Но за это чудо предприятию пришлось заплатить слишком дорогую цену, ведь в результате Ford лишился своего премиального подразделения Premiere Automotive Group, в которое входили Land Rover, Volvo и Jaguar. Более того, Ford потерял Aston Martin – британского производителя суперкаров, контрольный пакет акций Mazda и ликвидировал марку Mercury. И сегодня от огромной империи остались всего два бренда – Lincoln и собственно сам Ford.

Какие марки принадлежат автоконцерну Дженерал Моторс

General Motors понес не менее серьезные потери. Американская компания потеряла Saturn, Hummer, SAAB, но ее банкротство все-таки не помешало отстоять бренды Opel и Daewoo. Сегодня в составе General Motors такие бренды как Vauxhall, Holden, GMC, Chevrolet, Cadillac и Buick. Кроме того, американцам принадлежит российское СП GM-АвтоВАЗ, которое выпускает Chevrolet Niva.

Читать еще:  Сход развал лада гранта

Автоконцерн Фиат и Крайслер

А американский концерн Chrysler теперь выступает в роли стратегического партнера Fiat, собравшего под свое крыло такие марки как Ram, Dodge, Jeep, Chrysler, Lancia, Maserati, Ferrari и Alfa Romeo.

В Европе дела обстоят несколько иначе, чем в США. Здесь кризис также внес свои коррективы, но положение монстров европейского автопрома от этого не пошатнулось.

Какие марки принадлежат концерну Фольксваген групп

Компания Volkswagen по-прежнему накапливает бренды. После покупки Porsche в 2009 году в составе Volkswagen Group числится девять марок – Seat, Skoda, Lamborghini, Bugatti, Bentley, Porsche, Audi, производитель грузовиков Scania и сам VW. Есть сведения, что вскоре в этот список войдет и Suzuki, 20 процентов акций которой уже принадлежит Volkswagen Group.

Марки, которые принадлежат концерну Daimler AG и БМВ групп

Что касается двух других «немцев» – BMW и Daimler AG, то они не могут похвастать таким обилием брендов. Под крылом Daimler AG числятся марки Smart, Maybach и Mercedes, а история BMW насчитывает компании Mini и Rolls-Royce.

Автомобильной альянс Рено и Ниссан

В числе крупнейших мировых автопроизводителей нельзя не упомянуть альянс Renault-Nissan, владеющий такими марками как Samsung, Infiniti, Nissan, Dacia и Renault. Кроме того, Renault – обладатель 25 процентов акций АвтоВАЗа, поэтому Lada тоже не является независимой от французско-японского альянса маркой.

Еще одному крупному французскому автопроизводителю – концерну PSA – принадлежат Peugeot и Citroen.

Японский автоконцерн Тойота

А среди японских автопроизводителей похвастаться «коллекцией» брендов может разве что Toyota, которой принадлежат Subaru, Daihatsu, Scion и Lexus. Также в составе Toyota Motor числится производитель грузовиков Hino.

Кто принадлежит Хонде

У Honda достижения более скромные. Помимо мотоциклетного отделения и премиального бренда Acura у японцев больше ничего нет.

Успешный автоальянс Хендай-Киа

В течение последних лет в список лидеров мирового автопрома успешно прорывается альянс Hyundai-Kia. Сегодня он выпускает автомобили только под марками Kia и Hyundai, но корейцы уже всерьез занялись созданием премиум-бренда, который может получить название Genesis.

В числе поглощений и слияний последних лет следует упомянуть переход под крыло китайской Geely марки Volvo, а также приобретение английских премиум-брендов Land Rover и Jaguar индийской компанией Tata. А еще самый курьезный случай – покупка известного шведского бренда SAAB крошечным производителем суперкаров Spyker из Голландии.

Некогда мощный британский автопром приказал долго жить. Все известные британские производители автомобилей уже давно утратили независимость. Их примеру последовали и небольшие английские фирмы, перешедшие к иностранным владельцам. В частности, легендарный Lotus сегодня принадлежит компании Proton (Малайзия), а китайская SAIC купила MG. Кстати, та же SAIC перед этим продала корейский SsangYong Motor индийской Mahindra&Mahindra.

Все эти стратегические партнерства, альянсы, объединения и поглощения еще раз доказали правоту Ли Якокки. Фирмы-одиночки в современном мире выжить уже не в состоянии. Да, существуют исключения, вроде японской Mitsuoka, английской Morgan или малазийской Proton. Но эти компании являются независимыми лишь в том смысле, что от них ровным счетом ничего не зависит.

А чтобы иметь годовые продажи, исчисляющиеся сотнями тысяч автомобилей, уже не говоря про миллионы, без крепкого «тыла» не обойтись. В альянсе Renault-Nissan поддержку друг другу обеспечивают партнеры, а в Volkswagen Group взаимовыручка обеспечивается количеством брендов.

Что касается таких компаний как Mitsubishi и Mazda, то в дальнейшем их ждут все большие трудности. В то время как Mitsubishi может получить помощь партнеров из PSA, то Мазде придется выживать в одиночку, что в современном мире с каждым днем становится все сложнее…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector