Olrait.ru

Колея задних колес это

Колея задних колес это

Колесная база. Нельзя сказать категорично: чем она меньше (или чем больше), тем лучше автомобиль

– Что же изображают эти первые линии?

– Печка, от которой долгое время танцевали конструкторы – это колесная база.

Расстояние между колесами иной раз выбирали примерно так: у машин-конкурентов база находится в пределах, скажем, 2300-2450 миллиметров; прибавим еще полсотни! Чем больше база, тем лучше автомобиль!

С размером базы связаны главным образом пять качеств автомобиля – устойчивость, маневренность, плавность хода, удобства пассажирского помещения и проходимость по плохим дорогам. Но ни об одном из них нельзя сказать категорически: чем меньше или чем больше база, тем оно лучше.

Труднее всего разобраться в устойчивости автомобиля. Она зависит от многих факторов. Их так много, что даже на перечисление уйдет немало времени. Стоит ограничиться тремя самыми главными, которые связаны с действием боковых сил – центробежной силы на поворотах, силы ветра и поперечного уклона дороги. Они могут вызвать увод автомобиля с заданного направления, боковое скольжение (занос) и опрокидывание.

Начнем с заноса. При этом условимся, что сравнивать будем автомобили одинаковой длины, с равномерно распределенными массами, но с разными базами.

Вот короткобазный автомобиль. Стоит возникнуть заносу – и массы, вынесенные за пределы колесной базы, могут ускорить его действие.

Но занос – явление сравнительно редкое, оно типично, как правило, лишь для езды по скользкой дороге. А увод автомобиля сказывается почти всегда. Автомобиль не идет строго по прямой. Под действием каких-то сил он постоянно совершает незаметные отклонения от нее. Именно поэтому водитель все время работает рулем, направляя машину по заданному пути. Чем меньше усилий он прилагает к рулю, тем устойчивее и безопаснее машина.

Увод автомобиля зависит от увода шин и размеров базы, а увод шин – от их эластичности, в частности от давления воздуха в них, от распределения масс и от устройства рессорной подвески. И здесь следует упростить задачу, не затрагивать подробно все особенности, ограничиться главными.

Что же такое увод шины? Для ответа нужно представить себе колесо с шиной из прозрачных материалов и посмотреть на такое колесо сверху. Вот оно катится. Боковой силы нет. Плоскость, проведенная посередине колеса, видна как линия, параллельная направлению движения. Появилась боковая сила. Она давит на кузов, раму, рессоры, через них – на колеса. Шина – эластичная; в нижней ее части она цепко держится за дорогу выступами протектора, шершавой поверхностью резины. А в средней части боковая сила сдвигает и колесо, и зажатую его ободом шину. Под действием силы шина в нижней части деформируется. Если бы колесо не вращалось, оно сместилось бы вбок вместе со всей массой автомобиля. Средняя плоскость колеса (средняя линия) была бы параллельной оси отпечатка шины, а ось отпечатка осталась бы на прежнем месте. Но колесо катится, и смещенные вбок точки шины перебегают в передней его половине сверху вниз и по направлению к точке контакта с дорогой. Ось отпечатка перекашивается, и колесо идет уже не туда, куда направлена его средняя плоскость, а по направлению перекошенной оси отпечатка. Шины уводят автомобиль в сторону.

Читать еще:  Параметром срабатывания реле считается

На увод шин можно влиять прежде всего, изменяя давление в шинах. Чем выше давление, тем жестче шина и тем меньше ее увод, то есть меньше угол между осью отпечатка и плоскостью колеса. Угол увода можно менять как конструкцией подвески, так и нагрузкой на колесо. Следовательно, можно предусмотреть больший угол отдельно для задних или для передних колес. Зачем это может понадобиться?

Допустим, что передние шины жесткие и не подвержены уводу. Они всегда идут по заданному направлению. Задние же колеса из-за низкого давления в шинах чутко реагируют на действие боковых сил и уводят заднюю часть автомобиля с прямой, а на повороте заставляют его поворачиваться круче, чем это задано; центробежная сила возрастает. Случается, что усилий водителя оказывается недостаточно для противодействия уводу.

В другом случае, допустим, уводу не подвержены сильно накачанные задние шины, и на боковые силы реагируют только передние. Они уводят передний конец автомобиля по направлению действия боковой силы. На прямой дороге водитель, как и в первом случае, подправляет ход машины небольшими поворотами руля, а при прохождении кривой автомобиль стремится идти по большей окружности; центробежная сила уменьшается, и водителю приходится лишь прилагать некоторое дополнительное усилие к рулевому колесу.

Подбирая соответствующую эластичность передних и задних колес, можно возместить недостаточную устойчивость автомобиля, вызванную невыгодным распределением масс или короткой базой. Чем меньше база, тем меньшая разница в углах увода передних и задних колес необходима для хорошей управляемости автомобиля.

Значит, укорочение базы автомобиля не только выгодно по соображениям маневренности, но и не обязательно нарушает его устойчивость.

Ну а плавность хода? Ведь автомобиль с короткой базой и длинными свесами кузова легче раскачать? Да, если качать его за буфер. Но толчки передаются на кузов там, где расположены рессопы или пружины, то есть около колес. В чем разница? Тут уместно сравнить автомобиль с. доской. Если пытаться поднять ее за конец, то придется затратить некое усилие, если же за середину – то большее. Продолжив сравнение (доска – масса автомобиля, движения рук – работа колес и подвески), можно прийти к такому заключению: чем короче база, тем сильнее должен быть удар колеса, чтобы вывести массу автомобиля из состояния покоя или установившегося движения. Конечно, на рессоры придется большая нагрузка. Но их можно усилить. Значит, короткобазный автомобиль не обязательно склонен к качке. Убедительный пример: у автомобиля “Победа” база заметно короче, чем у предшественницы – “эмки”, а плавность хода несравненно лучше.

Но раз база короткая, значит (при равной длине автомобиля), “хвосты” кузова спереди и сзади, так называемые свесы, более длинные. Для улучшения проходимости нужно, чтобы задний свес был короче переднего: тогда появляется гарантия, что если пройдет, не задев за дорогу, передний конец кузова, то пройдет и задний, который в иных условиях плохо поддается контролю водителя. На новейших моделях автомобилей так и сделано.

С чего же все-таки конструктор начинает проектировать автомобиль? С базы? Нет. С размещения людей и с размеров колес. Потом располагает колеса так, чтобы они не мешали людям, то есть устанавливает базу. А потом уж находит конструктивные решения отдельных механизмов и узлов, которые обеспечили бы необходимые ходовые качества автомобиля.

Читать еще:  Расход топлива ваз калина

Проходимость автомобилей ч.1

Проходимость автомобилей. Часть 1

Особенности колеса как движителя


Рис.1. Колесо состоит из диска с установленной на нём покрышкой

Колёсные виды транспорта – автомобили занимают большое место в нашей жизни. Проходимость колёсной автомобильной техники и, частности автомобилей, всегда волновали конструкторов.

Движителем автомобиля является колесо. Каждое колесо имеет ряд основных параметров, влияющих на проходимость.

Обычно колесо состоит из диска с установленной на нём покрышкой. Покрышка бывает камерная или бескамерная. Диски бывают стальные штампованные, штампованные из лёгких сплавов, литые и проч.


Рис.2. Колесо не в состоянии преодолеть вертикальную стенку
высотой выше половины его диаметра

С точки зрения проходимости интересен диаметр колеса автомобиля. Дело в том, что колёсо не в состоянии преодолеть препятствие (вертикальную стенку) высотой выше половины диаметра колеса. Хотя в последнее время велосипедисты и мотоциклисты на специально технике демонстрируют головокружительные прыжки на вертикальные стенки, но это больше акробатика и эквилибристика, которые не отменяют свойства колеса как движителя. Автомобиль, в классическом понимании, достаточно много весит и не может подпрыгивать, используя мускульную силу и перемещение массы экипажа.


Рис.3. Колесо не может преодолевать ямы, рвы, окопы и траншеи шириной
равной диаметру колеса, а глубиной больше половины его диаметра

Другой особенностью колеса является его неспособность преодолевать ямы, рвы, окопы и траншеи глубиной больше половины его диаметра, а шириной равной диаметру колеса.

Проходимость автомобилей можно разделить на некоторые составные части. Прежде всего, рассмотрим геометрическую проходимость автомобилей. Геометрическая проходимость описывает геометрические особенности автомобиля, позволяющие или мешающие преодолевать те или иные препятствия.

Помимо размеров (габаритов) автомобиля существует ещё ряд важных свойств.

Ширина передней колеи автомобиля


Рис.4. Ширина передней колеи автомобиля

Передняя колея автомобиля (ширина передней колеи автомобиля). Автомобили могут иметь одинаковую ширину передней колеи и ширину задней колеи. Для движения по дорогам с твёрдым покрытием не имеет особого значения одинаковая ширина передней и задней колеи автомобиля. Если ширина передней колеи отличается от ширины задней колеи, то при движении по рыхлым грунтам автомобиль должен прокладывать четыре колеи вместо двух. Это приводит к возрастанию сопротивления качения, автомобиль теряет скорость и может застрять.

Ширина задней колеи автомобиля


Рис.5. Ширина задней колеи автомобиля

Задняя колея автомобиля (ширина задней колеи автомобиля). Если автомобиль имеет ширину колеи, отличающуюся от ширины колеи дорог, по которым ему необходимо передвигаться, то это затрудняет движение. Например, знаменитые джипы времён Второй Мировой войны имели ширину колеи несколько уже, чем у применявшихся в то время грузовых автомобилей, поэтому водители джипов не могли просто ехать по колее, оставленной грузовиками, и были вынуждены одной стороной ехать по колее, а другую приходилось пускать по гребню между колеями. Подобный недостаток был устранён у отечественных джипов, при разработке которых была учтена ширина колеи грузовых автомобилей.

Вообще колея автомобилей влияет не только на их проходимость, но и на особенности эксплуатации. Например, ширина колеи автомобилей обуславливает ширину смотровых ям в ремонтных мастерских.

Смещение оси

Переднее смещение

Переднее смещение — это угол, образуемый перпендикуляром к линии тяги и линией, соединяющей центральные точки передних колес. Переднее смещение имеет положительное значение, если правое переднее колесо находится позади левого переднего колеса. Переднее смещение имеет отрицательное значение, если правое переднее колесо находится впереди левого переднего колеса. Переднее смещение измеряется как угол, но может быть выражено в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации ширины колеи. (Thrustline = Линия тяги)

Читать еще:  Кто производитель шин нокиан нордман 7

Заднее смещение

Заднее смещение — это угол, образуемый перпендикуляром к линии тяги и линией, соединяющей центральные точки задних колес. Заднее смещение положительно, когда правое заднее колесо находится позади левого заднего колеса. Заднее смещение отрицательно, когда правое заднее колесо находится впереди левого заднего колеса. Заднее смещение измеряется как угол, но может быть выражено в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации ширины колеи.

Разница колесной базы

Разница колесной базы — это угол, образуемый линией, соединяющей центры передних колес и линией, соединяющей центры задних колес. Положительная разница колесной базы означает, что правая колесная база длиннее, чем левая. Отрицательная разница колесной базы означает, что левая колесная база длиннее, чем правая. Разница колесной базы измеряется как угол, но может быть выражено в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации ширины колеи.

Правый боковой вылет

Правый боковой вылет — это угол, образуемый линией тяги и линией, соединяющей центры переднего правого и заднего правого колес. Положительный правый боковой вылет означает, что заднее правое колесо смещено во внешнюю сторону, по сравнению с передним правым колесом. Отрицательный правый боковой вылет означает, что переднее правое колесо смещено во внешнюю сторону, по сравнению с задним правым колесом. Правый боковой вылет измеряется как угол, но может быть выражен в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации колесной базы.

Левый боковой вылет

Левый боковой вылет — это угол, образуемый линией тяги и линией, соединяющей центры переднего левого и заднего левого колеса. Положительный левый боковой вылет означает, что заднее левое колесо смещено во внешнюю сторону, по сравнению с передним левым колесом. Отрицательный левый боковой вылет означает, что переднее левое колесо смещено во внешнюю сторону, по сравнению с задним левым колесом. Левый боковой вылет измеряется как угол, но может быть выражен в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации колесной базы.

Разница ширины колеи

Разница ширины колеи — это угол, образуемый линией, соединяющей центры переднего правого и заднего правого колес и линией, соединяющей центры переднего левого и заднего левого колес. Положительная разница ширины колеи означает, что задняя колея шире, чем передняя. Отрицательная разница ширины колеи означает, что передняя колея шире, чем задняя. Разница ширины колеи вылет измеряется как угол, но может быть выражен в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации колесной базы.

Вылет оси

Вылет оси — это угол, образуемый биссектрисой угла разницы ширины колеи и линией тяги. Положительный вылет оси означает, что задняя ось сдвинута вправо. Отрицательный вылет оси означает, что задняя ось сдвинута влево. Вылет оси измеряется как угол, но может быть выражен в дюймах или миллиметрах, при наличии в базе данных спецификации колесной базы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector