Фото датчика дроссельной заслонки
ДПДЗ: что это такое
Сегодня каждому автолюбителю известно, что автомобиль с непосредственным впрыском топлива, или инжектором, гораздо более эффективен, отзывчив, а также обладает более большей мощностью при равных объемах двигателя, в сравнении с карбюраторными авто.
Но все эти преимущества обеспечивает не только сам инжектор. Есть еще и другие системы, которые вносят свою лепту в эффективность автомобилей с непосредственным впрыском топлива. Одним из таких устройств является датчик положения дроссельной заслонки, или ДПДЗ. Что такое ДПТЗ, зачем он нужен и как устроен – об этом мы расскажем в данной статье.
За что отвечает ДПДЗ
Как выглядит датчик положения дроссельной заслонки
И так, положение дроссельной заслонки регулируется, как известно, нажатиями педали газа. Следовательно, отслеживая ее положение, электронный блок управления способен корректировать подачу топлива и тем самым изменять режим работы двигателя, его обороты и как следствие, скорость движения автомобиля или его тяговое усилие. Но это в общих чертах, а по сути, происходит следующее.
При помощи ДПДЗ в блок электронного управления передается не только изменение положения дроссельной заслонки, но и динамика этого изменения. Таким образом, электроника учитывает то, как сильно водитель нажимает на газ и реагирует соответственно.
В момент, когда датчик положения дроссельной заслонки фиксирует ее открытие на 75 процентов, электроника включает режим продувки двигателя. А когда датчик отчитывается о полном закрытии заслонки, блок электронного управления задействует регулятор холостого хода, благодаря чему в двигатель поступает воздух, не смотря на то, что дроссельная заслонка закрыта. На практике это приводит к тому, что даже если вы сняли ногу с педали газа, двигатель продолжает работать. Ну а благодаря фиксации динамики движения заслонки, двигатель реагирует более отзывчиво, машина ведет себя более предсказуемо и адекватно.
Принцип работы ДПДЗ
По принципу работы, датчик положения дроссельной заслонки это потенциометр, в котором при изменении положения заслонки меняется напряжение, что и фиксируется соответствующим контроллером. Ну а за отслеживание динамики изменения положения заслонки отвечает не сам датчик, а непосредственно электроника блока управления двигателем.
Устанавливается ДПДЗ на корпус дроссельной заслонки и соединяется с осью, вокруг которой, заслонка вращается. Таким образом, обеспечивается эффективная фиксация перемещений заслонки дросселя.
Читайте также: Когда и как менять ремень ГРМ на автомобиле.
Возможные проблемы с ДПДЗ
Современные автомобили в большинстве своем оснащаются системой самодиагностики, которая проверяет если не все, то очень многие датчики и устройства автомобиля. Если такая диагностика определяет проблемы в работе датчика положения дроссельной заслонки, то в памяти будут записаны соответствующие коды ошибок. Если же датчик сбоит постоянно, может сработать световой индикатор — CHECK ENGINE.
Но даже в случае появления кодов ошибок, указывающих на сбои связанные с ДПДЗ не следует сразу считать его вышедшим из строя. Такие ошибки, это лишь подсказка, в каком направлении следует вести поиски проблем и неполадок. К примеру, ошибки могут возникать при замыканиях автомобильной проводки.
В тех случаях, когда ДПДЗ действительно выходит из строя, включается аварийная программа управления двигателем, а положение заслонки определяется согласно показаний датчика коленвала. Так же к определению положения дроссельной заслонки в таких ситуациях привлекается ДМРВ – датчик массового расхода воздуха . И хотя такой метод имеет ряд недостатков, но в качестве резервного варианта, он вполне работоспособен.
Рассмотрим основные симптомы неполадок, возникающих с ДПДЗ . Наиболее общие признаки выхода из строя этого датчика, таковы:
- изменяющиеся обороты мотора на холостом ходу;
- остановка двигателя после резкого отпускания педали газа;
- рывки при движении с постоянным нажатием педали газа;
- падение мощности без видимых причин;
К основным неисправностям в работе ДПДЗ можно отнести:
- нарушения и разрушение резистивного слоя датчика, что приводит к невозможности правильной работы датчика;
- износ и поломка подвижных контактов датчика;
- окисление деталей;
- пробои и замыкания в проводах;
- неправильное положение датчика;
Конечно же, мы указали лишь наиболее общие проблемы, которые могут возникнуть с ДПДЗ. На практике их гораздо больше и в целом ряде случаев, датчик приходится менять. Более того, иногда нужно обнулить его параметры в бортовом компьютере автомобиля, для достижения нормальной работы мотора. Между тем, даже при появлении специфических признаков и симптомов, далеко не всегда проблема именно в этом датчике. Иногда сбоит ДМРВ, иногда датчик положения коленвала, порой нарушена герметичность системы, а возможно забилась сама заслонка.
В общем и целом, неполадки датчика положения дроссельной заслонки, это лишь одна из причин неадекватной и нестабильной работы двигателя. Ситуация с этим датчиком, характерна для многих электронных и не только – систем автомобиля. Они улучшают параметры его работы, повышают комфорт и безопасность езды, облегчают работу водителя. Но, усложнение системы, это почти всегда снижение ее надежности. А потому, при выходе из строя того или иного узла, даже правильная локализация поломки, уже задача достаточно сложная.
Читайте также: Что такое ДМРВ на автомобиле и какие функции оно выполняет.
Видео о проблемах с ДПДЗ
Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности
Датчик положения дроссельной заслонки: предназначение, 2 основные причины и 6 признаков неисправности прибора
Автомобильный двигатель на холостом ходу работает нестабильно, глохнет в неподходящий момент. Возможно, поломался датчик положения дроссельной заслонки, признаки неисправности которого могут скрываться за более серьёзными проблемами. Эта деталь конструкции автомобиля расположена непосредственно возле мотора.
Предназначение датчика ПДЗ
Датчик положения дросселя предназначен для передачи сведений о состоянии пропускного клапана в конкретный период на ЭБУ автомобильным двигателем. Этот механизм представляет собой сочетание постоянного и переменного резистора.
В сумме максимальное сопротивление устройства составляет примерно 8 Ом. Устройство ДПДЗ включает 3 контакта. На 1 и 2 подаётся напряжение порядка 5 В, 3 контакт — сигнальный, связан с определённым контроллером.
Датчик ПДЗ монтируется на корпусе дросселя, реагирует на его открытие или закрытие. Сопротивление устройства тоже меняется:
- при полностью открытой заслонке дросселя на сигнальном контакте значение напряжения будет не менее 4 B;
- при полностью закрытой ДЗ — до 0,7 В.
Любые изменения напряжения регулирует контроллер. Соответственно регулируется объём топлива, необходимого для создания топливовоздушной смеси.
Необходимо отметить, что поломка датчика ПДЗ часто является причиной некорректной работы КПП. Ремонт автомобильного двигателя и КПП — это довольно трудоёмкое и затратное мероприятие. Поэтому при выявлении признаков неисправности датчика дроссельной заслонки рекомендовано проверить функциональность коробки передач.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста о том, как проверить датчик массового расхода воздуха.
Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, что такое датчик положения коленчатого вала.
Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, из которой вы сможете узнать, как работает датчик холостого хода.
Основные признаки неисправности устройства
Установить проблемы в работе можно по следующим признакам неисправности ДПДЗ, указывающим на поломку именно этого механизма:
- Вне зависимости от рабочего режима мотора обороты холостого хода непостоянны.
- Если резко отпустить педаль газа, при переключении КПП глохнет мотор.
- Существенно падает мощность мотора.
- В работе мотора на холостом ходу обороты непостоянны.
- Топливный расход заметно увеличился.
- Несмотря на плавный выжим педали газа, при наборе скорости ощутимы рывки.
В некоторых ситуациях возможно загорание лампочки-индикатора Check Engine, при этом она какой-то период не тухнет. Этим сигналом тоже не стоит пренебрегать: обязательно нужно проверить и устранить ошибки в работе устройства.
Инструменты:
- Мультиметр
- Отвертка крестовая средняя
- Гаечный ключ рожковый 10 мм (при необходимости)
- Отвертка крестовая средняя (при необходимости)
Детали и расходники:
- Датчик положения дроссельной заслонки (39.3855/2112-1148200 – контактный или 3202.3855 – бесконтактный, при необходимости)
- Проволока (тонкая, 3 см) – 2 шт.
Примечания:
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на дроссельном патрубке и представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов которого подается напряжение 5 В от контроллера, а второй вывод соединен с “массой” контроллера. Третий подвижный контакт ДПДЗ также соединен с контроллером.
Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). Датчик дроссельной заслонки Сенс не требует никакой регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Специфической причиной рывков при установившемся движении автомобиля может быть повреждение датчика положения дроссельной заслонки.
Дополнительными симптомами, подтверждающими неисправность этого датчика, служат:
- неравномерная работа двигателя на холостом ходу;
- снижение максимальной мощности двигателя.
Датчик неразборный и поэтому неремонтопригоден. Если выявлена неисправность датчика, его заменяют в сборе.
Проверка цепи датчика дроссельной заслонки
1. При выключенном зажигании отсоедините колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика положения дроссельной заслонки, отжав фиксатор колодки (на фото ниже обозначен зеленой стрелкой).
2. Чтобы проверить цепь питания самого датчика, подсоедините мультиметр к выводам «А» и «В» штекера. Должно быть напряжение 4,8-5,2 В.
Примечание:
Выводы «А» и «В» указаны на фиксаторе штекера, а маркировка вывода «С» нанесена на корпусе штекера с противоположной стороны.
3. Если нет напряжения на этих выводах, то нужно проверить исправность самой цепи (значит, где-то обрыв или замыкание на массу) между соответствующими выводами контроллера и колодки проводов. Если цепь исправна, а напряжение не соответствует норме, значит неисправность контроллера.
Проверка датчика дроссельной заслонки (ДПДЗ)
1. Для проверки датчика подсоедините к нему штекер. И где выходят провода из штекера, вставьте две проволочки или две иглы (где выходят выводы «В» и «С»). Подсоедините тестер и включите зажигание (проверку показано на снятом дроссельном узле).
– При закрытой дроссельной заслонке напряжение должно быть 0,35-0,7 В.
– При открытой дроссельной заслонке (педаль газа нажата) напряжение должно быть 4,05-4,75 В.
Примечание:
Если напряжение не соответствует этим показаниям, то датчик неисправен, и его надо заменить.
2. При необходимости, замените датчик положения дроссельной заслонки, как описано здесь.
В статье не хватает:
- Фото инструмента
- Качественных фото ремонта