Olrait.ru

Лада гранта не включается вентилятор охлаждения радиатора

Гранта не включается вентилятор охлаждения радиатора

Советы для автомобилистов

Такая неисправность, особенно в летнее время, может создать немало проблем водителю. Из-за перегрева охлаждающей жидкости можно вывести из строя силовой агрегат машины. Для продолжения дальнейшего движения необходимо некоторое время ожидать её охлаждения, что приводит к длительным задержкам, опозданиям и другим осложнениям. Во многих случаях неисправности можно устранить самостоятельно, для этого несколько полезных советов.

Признаки неисправностей

Основным показателем появления такой неполадки является неуклонное движение стрелки указателя температуры вправо в зону красного сектора. Это может произойти по многим причинам, но сегодня рассмотрим только одну, когда не включается вентилятор системы охлаждения. При появлении такого признака следует остановить движение и попытаться выяснить, почему не вращается вентилятор.

Включение этого устройства происходит после срабатывания температурного датчика, который установлен в районе термостата (туда же подходит толстая трубка от основного радиатора). Принцип его работы заключается в том, что при достижении температуры охлаждающей жидкости равной 101 градус, замыкаются его контакты и подаётся напряжение питания на электродвигатель вентилятора. Проверить электродвигатель можно довольно просто, для этого при включенном зажигании следует замкнуть контакты проводов на разъёме этого датчика. Если лопасти начинают вращаться, электродвигатель исправен.

На что ещё обращают внимание

Кроме датчика работой электродвигателей вентиляторов управляет электромагнитное реле К1. Его цепи питания защищает плавкий предохранитель F1, который рассчитан на ток 15 Ампер. Их можно отыскать в монтажном блоке, в нижней его части. Исправность предохранителей можно проверить автомобильным тестером или заменить заведомо исправными. Реле также можно проверить установкой другого, но при этом контакты температурного датчика должны быть замкнутыми, в таком случае при включении зажигания будет вращение лопастей.

Также обращают пристальное внимание на состояние контактов разъёмов и ножек реле. Их окисление приводит к потере проводимости и невозможности подачи питания на моторы вентиляторов. Исправность температурного датчика можно проверить при помощи термометра, он должен измерять температуру жидкости более 100С. Его следует установить в расширительный бачок и нагреть охлаждающую жидкость. При температуре 101 градус происходит включение, а при 97 градусов отключение электродвигателя вентилятора.

Неисправность в работе вентилятора системы охлаждения является одной из причин перегрева двигателя. Причин этому может быть множество. В этой статье рассмотрим алгоритм, по которому можно определить своими руками, почему не работает вентилятор радиатора двигателя.

Инструкция для Lada XRAY и Vesta отдельная. Далее речь пойдет про автомобили Лада Приора, Калина, Гранта, Ларгус и Нива 4х4.

Если вентилятор системы охлаждения не работает

1. Убедитесь, что лопасти вентилятора вращаются без затруднений (ничего не мешает).

2. Проверить предохранители и реле (см. монтажный блок для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Lada 4×4).

3. Проверяем работу термостата (на прогретой машине нижний патрубок радиатора должен быть горячий) и систему охлаждения двигателя в целом (проблема может быть в крышке расширительного бачка).

4. Отсоединяем разъем вентилятора охлаждения двигателя (зачищаем контакты) и подключаем его напрямую к аккумулятору (если вентилятор включился — причина в цепи питания, если не включился — неисправность в электромоторе).

6. Обрыв цепи. В первую очередь следует зачистить контакты в разъемах. Если это не поможет, прозвонить проводку (см. схемы электрооборудования для Lada XRAY , Vesta , Largus , Granta , Kalina , Priora , Niva 4×4).

7. Проблема в прошивке ЭБУ. В некоторых случаях решить проблему включения вентилятора помогает перепрошивка блока ЭБУ.

Основные причины, почему не включался вентилятор системы охлаждения (опрос среди владельцев автомобилей LADA):

  • неисправный ДТОЖ (42%);
  • обрыв проводки (10%);
  • перегорел предохранитель (8%);
  • неисправность электродвигателя вентилятора (6%);
  • другая причина (34%).

Если вентилятор системы охлаждения работает постоянно

  • Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепях.
  • Неисправное реле вентилятора охлаждения.
  • Неисправен ЭБУ.

А вы сталкивались с ситуацией, когда вентилятор охлаждения двигателя не срабатывал? В комментариях оставляем вопросы по этой неисправности автомобиля, а также свои способы решения и рекомендации по данной проблеме.

Кстати, а вы знали, что система охлаждения двигателя Lada Granta и Kalina 2 отличается от системы, которая использовалась на автомобилях LADA прошлого поколения.

Автомобиль: Лада Гранта.
Спрашивает: Игорь.

Всем привет. Это моя первая поломка, а может быть и не поломка, не знаю. Хочу спросить у Вас. Как только я завожу двигатель автомобиля, то сразу срабатывает вентилятор охлаждения. Даже на холодном двигателе. Я думаю, что это не в порядке.

Читать еще:  Медный радиатор охлаждения ваз 2114

Вчера приехал домой, температуру двигателя панель приборов показывает 80, а вентилятор крутится. Какая рабочая температура двигателя на Гранте, неужели 80 градусов?

У меня было что-то похожее на ВАЗ-2115. Там вентилятор включался в процессе езды, и не выключался. Но у меня стоял бортовой компьютер Штат, и там был пункт «сброс ЭБУ«. После нажатия этой кнопки, обороты дёргались, потом выравнивались, и вентилятор охлаждения выключался.

Ответ эксперта

На Ваз-2115, который был у Вас, скорее всего уже не верно работал ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Сбрасывая его, вы фактически снимали клемму с аккумулятора. Попробуйте сейчас поступить аналогичным образом. Скиньте клемму аккумулятора на пару минут, потом, смотрите по обстановке.

Если это не поможет, то дело уже в технической части.

  1. Для начала проверьте разъём на термостате, он может быть плохо закреплён, и данные, которые поступают с датчика температуры не верны. Такое бывает, когда проводятся регламентные работы, например ТО-1, ТО-2. Скорее всего при замене воздушного фильтра, и произошло возникновение плохого контакта.
  2. Снимите датчик температуры и проверьте его работу. Рабочее сопротивление 70 Ом + 2% при 130 °С, и 100700 Ом ± 2% при -40 °С.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Если есть возможность, то возьмите «для опытов» заведомо исправный датчик.

Местонахождение датчика температуры

Если это не поможет, то надо смотреть проводку на момент перегибок.

Что делать, если вентилятор двигателя не выключается?

Если вентилятор охлаждения включается как ему и положено при превышении порога температуры, но не выключается, то скорее всего залипло (поломалось) реле вентилятора.

  1. Необходимо извлечь реле вентилятора из блока предохранителей, номер реле вентилятора K1.
  2. Осмотрите его. Очистите от пыли и прочих загрязнений.
  3. Потрясите его и попробуйте вставить обратно.
  4. Если не помогло, то замените реле на новое.

126-2 Granta

Система охлаждения. Описание конструкции

Система охлаждения:
1 – расширительный бачок;
2 – пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения;
3 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;
4 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
5 – корпус термостата;
6 – вентилятор;
7 – головка блока цилиндров;
8 – радиатор системы охлаждения;
9 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;
10 – насос охлаждающей жидкости;
11 – блок цилиндров;
12 – подводящая труба насоса;
13 – отводящий шланг радиатора отопителя;
14 – радиатор отопителя;
15 – подводящий шланг радиатора отопителя;
16 – наливной шланг

Элементы системы охлаждения:
1 – вентилятор;
2 – радиатор системы охлаждения;
3 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;
4 – корпус термостата;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 – крышка термостата;
7 – головка блока цилиндров;
8 – подводящая труба насоса;
9 – блок цилиндров;
10 – насос охлаждающей жидкости;
11 – отводящий шланг радиатора отопителя;
12 – подводящий шланг радиатора отопителя;
13 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;
14 – наливной шланг

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок:
1 – штуцер наливного шланга;
2 – метки минимального и максимального уровней жидкости;
3 – пробка заливной горловины;
4 – штуцер пароотводящего шланга;
5 – кронштейны крепления бачка

Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения

Пробка расширительного бачка

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.
При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Насос охлаждающей жидкости:
1– валик насоса;
2 – зубчатый шкив;
3 – корпус насоса;
4 – контрольное отверстие;
5 – крыльчатка

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала. Насос крепится к блоку цилиндров справа.
В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.
В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса. При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе. Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Читать еще:  Стоимость радиатора системы охлаждения шевроле нива

Корпус термостата в сборе:
1 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора системы охлаждения;
2 – корпус;
3 – крышка;
4 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора отопителя;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости

Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров.
В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

Элементы термостата:
1 – корпус;
2 – уплотнительное кольцо;
3 – баллон;
4 – пружина;
5 – фиксирующая пластина;
6 – крышка

Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины. Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата. В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата. В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения. При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса. При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата. При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса. При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.

Радиатор системы охлаждения:
1 – штуцер пароотводящего шланга;
2 – патрубок подводящего шланга;
3 – правый бачок;
4 – пробка сливного отверстия;
5 – подушка нижнего крепления радиатора;
6 – патрубок отводящего шланга;
7 – левый бачок

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами, Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка. Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга. В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.

Вентилятор с кожухом в сборе:
1 – кожух вентилятора;
2 – крыльчатка вентилятора с электродвигателем;
3 – колодка проводов электродвигателя

К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором. Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя. Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем.

Чем опасно включение вентилятора на холодном двигателе и как устранить проблему

На старых отечественных автомобилях работа системы охлаждения мотора довольно проста. Однако современные машины оснащаются электровентилятором и различными датчиками, функционирование которых направлено на повышение эффективности охлаждения двигателя. Со временем в работе этих элементов могут появляться сбои, что отражается на работоспособности вентилятора. Поэтому автовладельцам приходится разбираться с возможными проблемами самостоятельно или обращаться в специализированный сервис.

Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе

Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.

Нехватка жидкости в системе

Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.

Читать еще:  Поменять радиатор отопителя газ 3102 2007 г

За уровнем ОЖ нужно регулярно следить и по мере необходимости пополнять её, поскольку антифриз способен испаряться, что особенно характерно для летнего периода.

Замыкание датчика

Если проверка охлаждающей жидкости результатов не дала, внимание следует обратить на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора. Для диагностики потребуется мультиметр, которым измеряют сопротивление на выводах датчика на запущенном моторе. Если датчик рабочий, то прибор должен показать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр отображает какое-то сопротивление, значит, контакты у датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.

Видео: проверка датчика включения вентилятора

Замыкание на массу

Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:

  • короткий срок службы вентилятора;
  • разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
  • самовозгорание проводки в случае её перегрева.

Датчик термостата

Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.

Дополнительный датчик

В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.

Окисление либо обрыв контактов

Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.

Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.

Система кондиционирования

Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.

Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе

Если на вашем авто возникли неполадки в работе электровентилятора системы охлаждения, устранить неисправность можно в последовательности, описанной выше. Практически любой ремонт может быть выполнен своими руками. Поскольку основные проблемы сводятся к неисправным датчикам, то заменить их не составит особого труда. Достаточно демонтировать неисправную деталь и на её место установить новую. Если же проблема кроется в плохих контактах, то их можно зачистить или в крайнем случае заменить разъёмы. Если вы не уверены в своих силах, то во избежание новых неполадок лучше обратиться в сервис.

Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора

Чтобы определиться, стоит ли заниматься самостоятельным ремонтом в случае появления проблем с вентилятором охлаждения или обратиться за посторонней помощью, можно ознакомиться с примерными ценами на ту или иную операцию.

Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе

Наименование Примерная стоимость, руб.
Самостоятельно В сервисе
Замена датчика вентилятора от 150 от 500
Проверка течи ОЖ бесплатно от 500
Проверка уровня ОЖ бесплатно от 500
Замена вентилятора охлаждения от 500 500–1000
Мелкий ремонт проводки бесплатно 200–500
Чистка радиаторов бесплатно От 800
Замена термостата от 350 От 800

Постоянное вращение вентилятора системы охлаждения на холодном двигателе не является нормой. Поэтому следует разобраться с возникшей неисправностью, найти и устранить причину её возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика заключается в проверке уровня ОЖ, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу сделать каждому автовладельцу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector