Olrait.ru

Что такое габариты автомобиля

Габариты автомобиля

Габариты автомобиля – наибольшие размеры внешних очертаний ТС. Это – длина Za, ширина Ва, высота На. Габариты автомобиля, а также база L и масса Ма автомобилей определяют физические характеристики транспортного потока и имеют большое значение для безопасности движения. Требования, ограничивающие размеры и массу ТС, во всех странах устанавливаются в законодательном порядке.

При движении автомобиль подвергается воздействию случайных возмущений, стремящихся изменить характер движения. К таким возмущениям относятся удары колес о неровности покрытия, изменение поперечного уклона дороги, боковой ветер, случайный поворот передних колес и т. п. Вследствие этого даже на строго прямолинейных участках дороги автомобиль находится под углом к оси дороги, и размер полосы, потребной для его движения – динамический коридор, превышает его габаритную ширину.

Ширина динамического коридора зависит от габаритных размеров автомобиля и его скорости. На рисунке 1 приведены экспериментальные зависимости поперечного смещения центра тяжести автомобилей ус от их скорости х.

Из графиков следует, что, чем меньше ширина полосы движения на дороге и чем больше габаритные размеры ТС, тем ниже должна быть скорость движения.

Рисунок 1. Поперечное смещение центра тяжести автомобилей в зависимости от скорости: 1 – ЗИЛ 43141; 2 – ГАЗ 3309; 3 – ГАЗ 3110; 4 – ВАЗ 2110

Для автопоездов ширина динамического коридора с увеличением скорости возрастает быстрее, чем для одиночного автомобиля, вследствие угловых колебаний («виляния») прицепов или полуприцепов в горизонтальной плоскости. При определенной скорости «виляния» прицепа становятся настолько большими, что водитель не может устранить их поворотом рулевого колеса и должен снизить скорость. Поэтому в конструкции силовой установки тягачей предусмотрены устройства, ограничивающие скорость движения.

В расчетах ширину динамического коридора ТС рекомендуется принимать: легковые автомобили 2,8-3,1 м; среднетоннажные грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы 3,5-4,3 м; крупногабаритные грузовые автомобили, автобусы большой вместимости и автопоезда 3,7-4,5 м. Минимальные значения характеризуют ширину коридора при скоростях до 11 м/с, максимальные значения – при скоростях до 30 м/с.

Более весомо влияние геометрических параметров АТС при криволинейном движении. Хотя при крутых поворотах скорости автомобиля обычно невелики и случайные возмущения незначительны, ширина динамического коридора может быть достаточно большой, рисунок 2.

Рисунок 2. Динамический коридор при повороте автомобиля

Ширину динамического коридора при повороте можно определить по формулам:

1) для одиночного автомобиля

где Rн и RB – соответственно наружный и внутренний габаритные радиусы поворота автомобиля;

L’ =L + С – расстояние от заднего моста до передней части автомобиля (L – база автомобиля, С – передний свес);

2) для автопоезда

где R – радиус кривизны круговой траектории, по которой движется середина заднего моста тягача;

Ba, Z и С – соответственно, габаритные ширина, база и передний свес тягача;

Ск – сдвиг заднего моста прицепа относительно моста тягача.

При движении автомобиля, когда его передние колеса повернуты на максимальный угол, ширина динамического коридора примерно в 1,5 раза больше его габаритной ширины, а у городских автобусов категории М3 примерно в 2 раза.

ГОСТ Р 41.36-99 (Правила №36 ЕЭК ООН) регламентирует маневренность автобусов вместимостью более 22 пассажиров. При движении ТС на повороте вправо или влево оно должно полностью вписываться по наиболее выступающей точке в круг радиусом поворота 12,5 м. Если наиболее выступающие точки ТС находятся в пределах круга поворота с радиусом 12,5 м, то в таком случае ТС должно вписываться на повороте вправо или влево в полосу движения RH – RB = 7,2 м, рисунок 3. Максимальный вылет крайней точки U при повороте указывается на задней части кузова автобуса.

Читать еще:  Сколько времени нужно для зарядки автомобильного аккумулятора

Рисунок 3. Схема маневренности автобуса:

а – жесткое ТС; б – сочлененное ТС

Ширина динамического коридора автопоезда зависит от числа прицепных звеньев, их базы и длины дышла, поэтому значительно больше, чем у одиночного автомобиля с той же габаритной шириной. Так, например, для грузового автомобиля с прицепом при R = 6 м и Ск = 1 м максимальная ширина коридора может достигать 6 м, т. е. более, чем вдвое превосходит габаритную ширину тягача. Большая ширина полосы движения, занимаемой автопоездами, наряду с их неудовлетворительной динамичностью является одной из причин обозначения автопоездов по требованиям безопасности специальными опознавательными знаками: спереди – «Автопоезд», сзади – «Длинномерное транспортное средство».

Для улучшения маневренности и уменьшения ширины динамического коридора в составе автопоездов применяют прицепы с управляемыми передними колесами, в ходовой части автобусов особо большой вместимости устанавливают заднюю подруливающую ось.

Габаритная высота На имеет значение при проезде автомобилей под путепроводами и проводами контактной сети. ТС (например, двухэтажные троллейбусы или автобусы, полуприцепы панелевозы или автомобили-фургоны) с высоко расположенным центром тяжести испытывают значительные угловые колебания в поперечной плоскости. При движении по неровной дороге они могут верхним углом задеть за столб или мачту. Максимально допустимая габаритная высота ТС составляет 3,8 м.

Габариты ТС (длина, ширина и высота) и минимальный радиус поворота указываются изготовителем в Руководстве по эксплуатации ТС.

Как новичку научиться чувствовать габариты автомобиля

Для того чтобы уметь хорошо водить автомобиль, недостаточно знать назубок правила дорожного движения. Например, различные виды парковки, объезд препятствий и поворот на небольшом участке просто невозможно совершить, если не чувствовать габариты автомобиля, которым управляешь. То есть совершить их, конечно же, можно, но с немалым риском нанести вред автомобилю.

Вопрос чувства габаритов автомобиля стоит особенно остро перед водителями, которые совсем недавно сели за руль. Поскольку автомобилист, имеющий достаточное количество опыта, в каком бы автомобиле он ни передвигался, на инстинктивном уровне будет чувствовать приблизительные габариты транспортного средства. И только через год после начала вождения одного и того же автомобиля к новичку может прийти ощущение его габаритов.

Достаточно существенно усложняют этот процесс современные формы кузовов автомобилей. Дело в том, что сидя в салоне современного авто, достаточно редко можно видеть край капота, а также конечную точку багажника.

Однако быстро научиться чувствовать все автомобильные габариты, управляя им в нестандартных условиях, можно достаточно легко. Для этого существует сразу несколько способов:

  1. Специальная разметка.
  2. Маячки.
  3. Отработка ощущения линии колес.

Специальная разметка

Для того чтобы научиться ощущать габариты автомобиля, можно найти асфальтированную площадку небольшого размера, на которой следует начертить мелом, либо нанести краской такие линии:

  • А – линия для прохождения правых колес;
  • Б – линия левых колес;
  • В – линия переднего бампера;
  • Г – линия заднего бампера;
  • Д – ось передних колес;
  • Е – ось задних колес.
Читать еще:  Что такое вут в автомобиле

Далее необходимо разместиться в салоне автомобиля на водительском месте, настроить сиденье и зеркала так, как будто вы сейчас собираетесь уезжать и мысленно продолжить линии А и Б. Предположить возможную точку пересечения этих линий с торпедо там, где оно соединяется с лобовым стеклом. В качестве специальных меток можно использовать все что душа пожелает, например, цветные стикеры.

Далее эти метки будут указывать водителю-новичку линиями продолжения колес, указывая на их предполагаемую траекторию. После того, как чувство габаритов автомобиля придет к водителю, метки можно смело удалять, поскольку эти знания уже ничем не сотрешь из памяти.

Следуя тому же принципу, необходимо установить метки обоих бамперов, а также метки оси колес. В особенности, на первых порах после начала вождения подобные разметки могут существенно облегчить задачу парковки, а также определения габаритов автомобиля.

Маячки

Для изготовления маячков потребуется пластиковая бутылка, наполненная песком, в горловину которой вставлен длинный шест. Лучше всего, если этот шест будет либо покрашен в яркий цвет, либо украшен видимым флажком.

Маяки располагаются впереди автомобиля, после чего от водителя требуется подъехать к ним настолько близко, чтобы их коснулся бампер. Тренироваться требуется до тех пор, пока водитель перестанет сбивать бутылки. Данная тренировка подходит для осознания габаритов, как заднего, так и переднего бампера автомобиля.

Для того чтобы выработать чувство габаритов автомобиля сбоку, необходимо тренироваться путем проезда между двумя такими же бутылками, расположенными по обе стороны авто, вплотную к нему.

По мере получения ценного опыта можно пробовать выполнять упражнение «змейка» либо «восьмерка» во время езды между бутылками, наполненными песком.

Отработка ощущения линии колес

Единственное, что может понадобиться для такого рода тренировки – это пустая пластиковая бутылка либо картонная коробка. Одно из этих «устройств» необходимо расположить впереди автомобиля и наезжать на него попеременно правым и левым колесами.

После того как такое упражнение будет происходить без проблем, необходимо расположить уже две бутылки либо коробки перед самим автомобилем, на расстоянии не более одного метра друг от друга. Следующий этап тренировки заключается в том, чтобы научиться пропускать преграду между колесами автомобиля, не наезжая на нее.

Согласно опыту большинства автомобилистов, следуя вышеуказанным советам, ощущать габариты автомобиля можно начать уже через несколько дней интенсивных тренировок, проведенных на автодроме.

Но не следует забывать и о бесценном опыте, который нам приносит сама езда в автомобиле. Проще говоря, обойтись можно и без всего, что сказано выше, однако на это уйдет несколько больше времени, а также, возможно, появится парочка царапин на бамперах.

3.3 Основные технические характеристики автомобиля

Ниже приведена таблица основных технических характеристик автомобиля, наиболее полно описывающих с технической точки зрения конкретное транспортное средство.

Основные технические характеристики автомобиля

Наименование Описание Примечание
Габаритные размеры Длина, ширина и высота автомобиля
Снаряженная масса автомобиля Масса автомобиля, заправленного всеми рабочими и эксплуатационными жидкостями, при полном топливном баке, с запасным колесом и инструментами
Полная масса автомобиля Снаряженная масса автомобиля плюс все пассажиры, включая массу водителя и груз с максимально допустимой массой
Колесная база Расстояние между осями передних и задних колес Обычно является одним из определяющих факторов комфорта для задних пассажиров, ибо влияет на количество пространства для ног
Колея Расстояние между центрами колес на одной оси Вместе с колесной базой напрямую влияет на плавность хода и управляемость автомобиля
Погрузочная высота Расстояние от опорной поверхности до нижней кромки проема кузова под крышку багажного отделения или дверь багажного отделения
Вместимость Допустимое количество пассажиров, включая водителя Исчисляется в количестве человек, причем, если в автомобиле предусмотрена установка дополнительных посадочных мест, то обычно указывается с учетом этих мест. Иногда встречается запись «2+2», что означает два передних полноценных места плюс два детских
Грузоподъемность Предельно допустимая масса перевозимого груза
Объем багажника Полезный объем багажного отделения, то есть объем, который можно заполнить поклажей Измеряется в кубических сантиметрах или метрах
Рабочий объем двигателя Суммарный рабочий объем всех цилиндров двигателя Измеряется в литрах (л) или кубических сантиметрах (см 3 )
Максимальная мощность двигателя Максимальная развиваемая мощность двигателя Измеряется в лошадиных силах (л. с.) или киловаттах (кВт) при определенных оборотах двигателя (например, 150 л. с. при 5000 об/мин)
Максимальный крутящий момент двигателя Максимальная тяга, создаваемая двигателем на коленчатом валу Измеряется в ньютон на метр (Н·м) при определенных оборотах двигателя. Если максимальный момент достигается в каком-либо диапазоне оборотов, то и запись приводится соответствующая: например, 400 Н·м при 1450 – 3500 об/мин
Расход топлива Требуемый объем топлива для преодоления автомобилем определенного расстояния В Европе* и в странах СНГ измеряется в литрах на 100 км (л/100 км). Другими словами, этот показатель отображает, сколько автомобилю понадобится литров топлива, чтобы преодолеть 100 км. Расход зачастую измеряется при трех циклах движения: городском, загородном и смешанном
Максимальная скорость Предельная скорость, на которой может двигаться автомобиль На мощных и быстрых серийных автомобилях нынче устанавливают ограничитель скорости на уровне 250 км/час
Динамика автомобиля Время, за которое автомобиль наберет определенную скорость при старте с места Испытания проводятся на специальном полигоне с ровной поверхностью. Показатель отображает время, которое автомобиль затратит на набор 100 км/час. Измеряется в единицах времени, обычно в секундах.
Эластичность двигателя Время, за которое автомобиль при движении с заданной скорости достигает желаемой Время, за которое автомобиль набирает 100 км/ч со скорости 60 км/ч, или 120 км/ч с 90 км/ч**. Это один из самых важных параметров двигателя, так как влияет на поведение автомобиля при обгоне, при этом немалую роль в этом играет коробка передач, если она автоматическая
Читать еще:  Маркировка шин расшифровка для грузовых автомобилей

* В США измерение расхода топлива немного иное: сколько проедет автомобиль километров (миль) на одном галлоне топлива (американский галлон = 3,78 л).

** Диапазоны скоростей могут быть разные, это не фиксировано и не стандартизировано.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector