Olrait.ru

Реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи

Горит лампочка зарядки аккумулятора

При запуске двигателя на приборной панели загорается множество всяких лампочек, одна из них — лампочка зарядки аккумулятора. В идеале она загорается, как только вы заводите мотор, и гаснет через некоторое время. Это говорит о том, что генератор и все его цепи полностью исправны и на аккумулятор поступает заряд напряжением 13,7-14,3 Вольт, то есть он заряжается.

Однако часто возникают различные поломки из-за которых лампочка продолжает светиться, светится тускло, или вообще не горит. Чтобы разобраться с такими неисправностями, нужно немного разобраться с устройством генератора и принципом его взаимодействия с аккумуляторной батареей.

Немного теории

На нашем сайте Vodi.su мы уже подробно описывали устройство автомобильного генератора. Скажем только, что электричество в нем вырабатывается за счет вращения коленчатого вала. С возрастанием оборотов, величина напряжения тоже увеличивается, но оно должно находиться в указанных выше пределах, иначе на АКБ пойдет перезаряд, что грозит закипанием электролита и сульфатацией пластин.

Чтобы такого не происходило, в цепи возбуждения ротора установлено реле-регулятор, благодаря которому на АКБ поступает стабильное напряжение.

Сигнал от генератора на сигнальную лампу передается через предохранитель, который тоже находится в самом генераторе. Соответственно, лампочка горит до тех пор, пока генератор не начнет работать и передавать напряжение на АКБ.

Заряд с генератора проходит через:

  • диод;
  • регулятор;
  • щетку генератора;
  • контактные кольца;
  • обмотку и проводку.

Таким образом, если хоть один из этих элементов работает некорректно или выходит из строя, показаниям лампочки можно не доверять, хотя зарядка может подаваться на АКБ.

Почему горит лампочка зарядки аккумулятора?

Причин может быть очень много. Так, если после запуска мотора сигнальная лампа продолжает гореть в полнакала, скорее всего ремень генератора растянулся и его нужно заменить. При этом вы можете слышать характерные звуки из двигателя. На Води.су мы также уже рассказывали, как натянуть или поменять ремень.

Вторая распространенная причина — слабый контакт на клеммах аккумуляторной батареи или на выводах из генератора. Контакты со временем окисляются и их нужно очищать.

Поломки в механической части ротора: рассыпался подшипник, «полетели» втулки. Придется полностью снимать генератор, разбирать его и менять поломанные детали. К счастью, в продаже всегда можно найти ремкомплект из трех втулок на ВАЗ-2107 или другие отечественные авто.

Поломки диодного моста, реле-регулятора. В данном случае необходимо проверить их с помощью мультиметра, или обратиться к специалистам. Зачастую ремонт обходится дороже, чем покупка нового генератора.

Со временем графитные щетки тоже стираются, их нужно регулярно менять. Когда они износились, заряд не передается на обмотку, соответственно лампочка начинает светиться тускло, хотя заряд передается, но очень слабо. Ориентируйтесь по вольтметру. Если щетки не поменять вовремя, АКБ будет постоянно недозаряжаться, что чревато постепенным осыпанием пластин.

Диагностика генератора

Прежде всего напряжение измеряют на клеммах АКБ. Если оно ниже, чем требуется, нужно пошагово проверить всю цепь:

  • уровень натяжения ремня;
  • измерить напряжение на каждом из выводов генератора — на каждой из клемм оно должно быть вдвое ниже, чем на АКБ;
  • проверить предохранители, реле, диоды;
  • проверить сопротивление в приборной панели, качество пайки проводов.

Если окажется, что поломка кроется в самом генераторе, его придется снимать и также проверять. В частности, сначала проверяют реле-регулятор, потом замеряют сопротивление обмотки возбуждения ротора с помощью омметра. Оно не должно быть ниже 4,5 Ом. Также с помощью тестера можно определить разрыв цепи обмотки.

Понятно, что таких неисправностей избежать не удастся. Однако есть простые советы, помогающие продлить жизнь генератора:

  • прежде всего, регулярно проверяйте качество его крепления — постоянные вибрации приводят к механическим повреждениям;
  • время от времени очищайте наружные поверхности;
  • проверяйте натяжение ремня, при необходимости подтягивайте;
  • качество подшипника ротора — снимите ремень и прокрутите ротор, он должен вращаться ровно, без люфта и щелчков.

Также нужно контролировать качество соединения проводов с генератором и регулятором напряжения.

Таким образом, горящая лампочка зарядки аккумулятора при работающем двигателе — это серьезная причина произвести диагностику. Обратите внимание, что она может гореть и в тех случаях, если вы установили много дополнительного оборудования — сабвуферы, подсветку, фонари.

Читать еще:  Определить степень заряда аккумулятора по напряжению

Сигнализатор разрядки аккумулятора

Чтобы продлить срок эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи, необходим эффективный контроль за режимом ее зарядки. Описываемое устройство сигнализирует водителю, когда напряжение на аккумуляторной батарее повышено и когда оно понижено, а генератор не работает. В случае повышенного потребления тока в бортовой сети при малой частоте вращения ротора генератора сигнализатор не срабатывает.
При разработке устройства ставилась цель разместить его в корпусе имеющегося в автомобиле сигнального реле РС702, что обусловило особенности конструкции сигнализатора и типы примененных транзисторов.

Принципиальная схема электронного сигнализатора вместе с цепями связи его с элементами бортовой сети приведена на рис. 1.

На транзисторах VT2, VT3 выполнен триггер Шмитта, на VT1 — узел запрета его срабатывания. В коллекторную цепь транзистора VT3 включена индикаторная лампа HL1, размещенная на приборном щитке. В горячем состоянии нить накала имеет сопротивление около 50 Ом. Сопротивление холодной нити в 7. 10 раз ниже. В связи с этим транзистор VT3 должен выдерживать бросок тока в коллекторной цепи до 2,5 А. Этому требованию удовлетворяет транзистор КТ814.

Аналогичные транзисторы используются и в качестве VT1 и VT2. Но здесь причиной их выбора послужило стремление получить малые геометрические размеры устройства — три транзистора устанавливают один под другим и закрепляют общим винтом с гайкой.

Напряжение бортовой сети за вычетом напряжения на стабилитроне VD2 через делитель R5R6 подается на базу транзистора VT2. Если оно выше 13,5 В, триггер Шмитта переключается в состояние, при котором выходной транзистор VT3 закрыт и лампа HL1 не горит.

База транзистора VT2 через стабилитрон VD1 и делитель R1R2 соединена также со средней точкой обмотки генератора. При исправном генераторе в ней относительно его плюсового вывода создается пульсирующее напряжение с амплитудой, равной половине генерируемого напряжения. Поэтому, если даже из-за большой токовой нагрузки в бортовой сети напряжение упадет ниже 13,5 В, ток с делителя R1R2 поступает в базу транзистора VT2 и не разрешает горение лампы. Чтобы исключить запрещение на включение сигнализации, когда отсутствует ток в обмотке возбуждения генератора, используется цепь, состоящая из делителя R1R2 и стабилитрона VD1. Она предотвращает попадание тока утечки через выпрямительные диоды генератора (в худшем случае до 10 мА) в базу транзистора VT2.

Напряжение бортовой сети за вычетом напряжения на стабилитроне VD2 через делитель R3R4 подается также на базу транзистора VT1, участок коллектор — эмиттер которого шунтирует базовую цепь транзистора VT2. При напряжении сети выше 15 В транзистор VT1 переходит в режим насыщения. При этом триггер Шмитта переключается в состояние, при котором транзистор VT3 открыт и, следовательно, зажигается лампа HL1.

Таким образом, лампа красного света на приборном щитке загорается, когда отсутствует ток зарядки и напряжение сети ниже 13,5 В, а также когда оно выше 15 В.

При использовании в автомобиле электронного регулятора напряжения, не имеющего отдельного провода к клемме аккумуляторной батареи, из-за падения напряжения (около 0,1. 0,2 В) в цепи до входной клеммы регулятора (чаще всего в режиме холостого хода) при выключенных потребителях тока наблюдается кратковременное периодическое пропадание зарядного тока от генератора. Длительность и период такого эффекта обусловлены временем спадания напряжения на аккумуляторной батарее на 0,1. 0,2 В и временем повышения его на то же значение и составляют, в зависимости от состояния аккумуляторной батареи, около 0,3. 0,6 с и 1. 3 с соответственно. При этом с таким же тактом срабатывает сигнальное реле РС702, зажигая лампу. Такой эффект нежелателен. Описываемый электронный сигнализатор исключает его, так как при кратковременных пропаданиях зарядного тока напряжение в бортовой сети не достигает нижнего порога 13,5 В.

Электронный сигнализатор выполнен на базе имеющегося в автомобиле сигнального реле РС702. Само реле с гетинаксовой платы удалено (после ликвидации заклепки). Кроме того, удалены заклепка с контактного лепестка “87” и Г-образная стойка у его основания.

Элементы сигнализатора монтируют на печатной плате (рис, 2) из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5. 2 мм. Транзисторы VT1 —VT3 размещены по оси центрального отверстия платы: VT3 со стороны печатного монтажа коллекторной пластиной от платы, a VT2, VT1 (в указанном порядке) —с противоположной стороны платы коллекторными пластинами в сторону платы. Перед пайкой все три транзистора нужно стянуть винтом МЗ с гайкой. Их выводы соединяют деточками платы облуженными медными проводниками, впаянными в нужные отверстия платы. Резисторы R3 и R5 припаивают не к токопроводящим дорожкам, а к штырям из провода. Это облегчит их замену при налаживании устройства. Элементы VD1 и VD2 устанавливают вертикально жестким выводом к плате. Так же вертикально расположен конденсатор С1, помещенный в хлорвиниловую трубку по диаметру конденсатора.

Читать еще:  Уровень электролита в аккумуляторе медведь

В сигнализаторе следует применять резисторы (кроме R8) — ОМЛТ (МЛТ) с номиналами и мощностью рассеивания, указанными на схеме. Допуск по номиналам ±10 %. Резистор R8 изготавливают из высокоомного провода, намотанного (1—2 витка) на резистор МЛТ-0,5. Конденсатор С1 — К50-12. Транзисторы VT1— VT3—любые из серии КТ814 или КТ816. Элемент VD1 —стабилитрон Д814 с любым буквенным индексом, VD2—Д814Б или Д814В.

После окончания монтажа печатной платы электронный сигнализатор собирают в такой последовательности:

  • снимают гайку и винт, стягивающие транзисторы;
  • в сквозные отверстия транзисторов VT1, VT2 помещают хлорвиниловую трубку диаметром 3 мм;
  • в освободившуюся от реле РС702 плату вставляют лепестки (выводы) “30/51” (в центре) и “87”; последний закрепляют винтом МЗ (головкой со стороны вывода) с гайкой высотой 3 мм;
  • винт М2,7 длиной 15. 20 мм пропускают через отверстие в плате от реле РС702 (со стороны вывода “30/51”), затем насаживают на концы винтов смонтированную плату с транзисторами;
  • обеспечивают контакт вывода “30/51” с коллекторной пластиной транзистора VT3 (путем ее плотного прилегания к плоской части вывода);
  • проверяют наличие соединения вывода “87” с печатной платой через гайку с винтом;
  • короткие штырьки выводов “85” и “86” подгибают так, чтобы они вошли в предназначенные для них отверстия на печатной плате;
  • с помощью гаек М2,7 и МЗ с шайбами скрепляют обе платы;
  • припаивают штырьки выводов “85” и “86” к токопроводящим дорожкам.

При налаживании сигнализатора требуются блок питания с регулируемым напряжением от 12 до 16 В и лампа мощностью 3 Вт на 12 В. Сначала при отключенном резисторе R5 подбирают резистор R3. Необходимо добиться, чтобы при увеличении напряжения лампа загоралась в момент достижения 14,5. 15 В. Затем подбирают резистор R5 так, чтобы лампа зажигалась, когда напряжение снижается до 13,2. 13,5 В.
Налаженный сигнализатор устанавливают на место реле РС702, при этом вывод “86” соединяют с “массой” автомобиля коротким проводом под винт крепления самого сигнализатора. К остальным выводам подключают провода электрооборудования, как это предусмотрено штатной схемой автомобиля с реле РС702, т. е. к выводу “85” — провод от средней точки генератора (желтый), к “30/51”—провод от лампы индикации (черный), к “87”—провод “±12 В” (оранжевый).

Испытания сигнализатора показали следующий результат. При коротком замыкании регулятора свечение лампы наблюдается при повышении частоты вращения генератора и зависит от нее. При изъятии предохранителя в цепи регулятора лампа загорается примерно через минуту независимо от частоты вращения. Этой информации достаточно, чтобы установить причину и вид неисправности системы генератор — регулятор напряжения.

При включении зажигания через час и более после остановки двигателя индикация работает, как и с релейным сигнализатором. Если же оно включается через незначительное время (менее 5 мин), лампа—сигнализатор зарядки не зажигается, но при пуске двигателя стартером вспыхивает и гаснет, свидетельствуя об исправности сигнализатора.

Установка описанного регулятора вместо штатного РС702 в автомобилях “Жигули” (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и др.) позволит однозначно предупредить водителя о всех отклонениях в режиме работы аккумуляторной батареи и сохранить ее от губительной перезарядки.

Проблемы с зарядкой аккумулятора: диагностика неисправностей и их устранение

#1 ajm

  • Супер-модераторы
  • 16 507 сообщений
  • Регистрация 29-Август 07
  • Проблемы с зарядкой аккумулятора (АКБ): диагностика неисправностей и их устранение

    1) Контрольная лампа горит или периодически загорается при работающем двигателе.

    – Плохо натянут или оборван ремень генератора. Подтянуть или заменить ремень.
    – Неисправна цепь возбуждения генератора. Проверить цепь, зачистить окислившиеся контакты, обожать клеммы, проверить предохранитель №10.
    – Разрегулирован или неисправен регулятор напряжения. Отрегулировать или заменить регулятор.
    – Плохой контакт на клеммах проводов генератора. Восстановить фиксацию клемм (можно не снимая генератора, с помощью пинцета).
    – Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу” генератор “воет”. Проверьте тестером обмотку. Заменить обмотку, генератор.
    – Короткое замыкание одного или нескольких “положительных” вентилей генератора. Заменить выпрямительный блок генератора.
    – Обрыв в одном или нескольких вентилях генератора. Заменить выпрямительный блок генератора.
    – Износ или зависание щеток генератора, окисление контактных колец. Заменить щеткодержатель со щетками, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине.
    – Разрегулировано или неисправно реле сигнализатора заряда. Проверить реле, заменить.
    – Обрыв в соединении между штекером “85” реле контрольной лампы заряда и центром звезды генератора. Проверить и восстановить соединение.
    – Обрыв в соединении между контактами “86” и “87” реле контрольной лампы заряда. Восстановить соединение.
    – “Закорочены” контакты контрольной лампы в панели приборов. Проверить контакты, устранить замыкание.

    Читать еще:  Смазка для клемм аккумулятора liqui moly

    2) Лампа заряда аккумулятора не загорается при включении зажигания

    – Перегорела лампа. Заменить лампу
    – Отошли или окислились контакты держателя лампы. Зачистить и обжать контакты.
    – Короткое замыкание в одном или нескольких “отрицательных” вентилях. Перепрессовать отрицательные вентили или заменить выпрямительный блок генератора.
    – Обмотка статора замыкает на “массу” (генератор “воет”). Проверить тестером обмотку, заменить статор или генератор в сборе.
    – Разрегулировано или неисправно реле сигнализатора заряда. Отрегулировать или заменить реле.
    – Обрыв цепи между штекером “87” сигнализатора заряда и блоком предохранителей. Восстановить соединение.

    3) Сигнализатор заряда не загорается, но аккумуляторная батарея заряжается плохо

    – Плохо натянут ремень генератора, проскальзывание при большой частоте вращения и при работе генератора под нагрузкой. Подтянуть ремень.
    – Включено слишком много потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях. Ограничить использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключать дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, убедиться, что нет короткого замыкания.
    – Неисправны цепь возбуждения генератора, разрегулирован или неисправен регулятор напряжения. Зачистить окислившиеся контакты, обжать клеммы, отрегулировать или заменить неисправный регулятор напряжения
    – Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Щётки из щёткодержателя должны выступать не меньше чем на 5 мм. Устранить зависание щеток, при износе заменить. Зачистить контактные кольца.
    – Отпаялись выводы обмотки возбуждения от контактных колец, появилось замыкание или обрыв в обмотке. Припаиваем выводы или заменяем ротор генератора или генератор в сборе
    – Ослабло крепление или окислились наконечники проводов на выводе “+” генератора, аккумуляторной батарее, клеммы в разветвителе (колодка с клеммами на правом брызговике в моторном отсеке), повреждены провода. Зачистить клеммы и наконечники, подтянуть соединения, заменить поврежденные провода.
    – Имеется обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, она может быть замкнута на массу (при замыкании генератор “воет”). Проверить тестером обмотку, заменить статор или генератор в сборе.
    – Повреждены диоды выпрямительного блока. Заменить диоды или весь выпрямительный блок.
    – Сильно разряжена аккумуляторная батарея. Зарядить аккумуляторную батарею с помощью зарядного устройства.
    – Неисправна аккумуляторная батарея. Заменить батарею.

    4) Аккумуляторная батарея перезаряжается

    – Плохой контакт между массой и корпусом регулятора напряжения. Восстановить контакт.
    – Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения. Отрегулировать или заменить регулятор напряжения.
    – Окислены/ослаблены контакты в цепи питания возбуждения до регулятора напряжения. Зачистить/поджать контакты.
    – Уровнь электролита в аккумуляторе выше нормы. Уменьшить уровень электролита до нормы.
    – Неисправна аккумуляторная батарея. Заменить батарею.

    ! Если проблемы с зарядкой возникли из-за старой проводки, в некоторых случаях их можно устранить установкой дополнительного реле. Снимаем оранжевый провод с контакта 15 реле регулятора напряжения (РН) и подключаем его к контакту 86 дополнитльного реле. Контакт 85 дополнительного реле подключаем на “массу”. Контакт 87 дополнительного реле соединяем с контактом 15 РН. Контакт 30 дополнительного реле подключаем на плюсовую клемму АКБ (желательно через предохранитель).

    По материалам Форума www.vaz2101.org

    Сообщение изменено: apache, 29 Октябрь 2016 – 23:15.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector